Николай Буртов - «ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ» (Живопись)

13 апреля 2018 – 27 мая 2018 (Большой зал)

13 апреля в 16.00 в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра состоится торжественное открытие выставки «Весеннее настроение» московского художника Николая Буртова.

Феерия цвета, светоносность, движение и энергия жизни – это первое восприятие живописи Николая Владимировича Буртова, уже дающее представление об образном содержании и смысле его искусства. Таково его видение родной русской земли и мира, его понимание природы, ее настроений, преломленных через внутренний мир самого художника.

Не только техника исполнения и изображаемые мотивы, но и метод работы, эстетико-философское содержание искусства художника продолжает традиции пейзажной школы России рубежа XIX–XX веков – времени возрождения национального искусства. То же неравнодушное отношение к русской провинции, к каждому ее уголку, к самым непримечательным, на первый взгляд, деталям. То же ощущение радости бытия, наполненности жизни, ее постоянного развития.

В отношении творческой манеры, экспрессии художественного языка произведения Н.В. Буртова можно также сопоставить с живописью А.Е. Архипова, Ф.А. Малявина, Н.И. Фешина, К.А. Коровина – авторов, писавших «а-ля-прима», динамично, быстро. Но при этом, сохраняя свежесть этюда, они создавали завершенные произведения.

Одна из главных тем творчества Николая Владимировича в 1990-е годы, по определению самого автора – «Портрет дома». И эти «портреты» ему, бесспорно, удаются. Благодаря этим образам можно представить историю самого дома, города или селения, где он находится, людей, здесь живущих. Так конкретный образ воспринимается как художественно-философское обобщение, символ, архетип, малая деталь, отражающая суть города, эпохи, народа.

Период с начала 2000-х годов и по настоящее время следует выделить как новый творческий этап в живописи художника. Он ставит перед собой несколько иную задачу – отображение живого впечатления постоянно меняющегося мира, движения самой жизни. Следовательно, особой спецификой отличается метод его работы и техника. Главенствует пленэрная живопись, экспрессивное пастозное письмо. Он создает серии многочисленных этюдов во время поездок по России и за рубеж.

Особенно значимой темой в искусстве Николая Буртова следует назвать «Образы древних городов и селений России». Их художник пишет часто, с особой проникновенностью, находит все новые и новые мотивы. Живописные улицы, дома, с их неповторимой историей, овеянные памятью многих поколений, панорамные виды окрестных деревень с безбрежными полями и виднеющейся вдали церковью для него значительны своей многовековой жизнью и традициями, интересны с художественной точки зрения.

Работая в жанре натюрморта, художник не столько утверждает эстетическую, смысловую ценность каждого предмета, прорабатывая его форму, фактуру, детали, но раскрывает единый образ. В своих произведениях он передает фрагменты подлинной жизни, суть которых раскрыта через освещение, цвет, линейный ритм, фактуру живописи.

Как утверждал поэт и художник М.А.Волошина: «Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить.., и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть». Николай Буртов, несомненно, изображает именно такую землю и такой воздух.

Екатерина Скоробогачева, кандидат искусствоведения.