«НАТУРНЫЙ КЛАСС. 10 ЛЕТ» ГРАФИКА

24 января 2020 – 10 февраля 2020 Большой зал

«Рисунок – источник и душа всех видов живописи и корень всякой науки». Микеланджело

24 января в 16.00 в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра состоится открытие выставки «Натурный класс. 10 лет». Это будет уже третья встреча наших зрителей с тверскими художниками, участниками студии натурного рисунка при музейно-выставочном центре. Как всегда, выставка объединит самых разных мастеров: графиков, живописцев, дизайнеров и архитекторов, поскольку рисование с натуры - основа профессиональной культуры любого художника независимо от того, какому виду искусства он служит.

Натурный класс при ТГМВЦ был создан по инициативе художника Анатолия Войтова в июне 2010 года и в этом году отмечает свое 10-летие, выставочный дебют студии состоялся в Малом зале центра в январе 2012 года.

На протяжении всех 10 лет регулярными посетителями занятий натурного класса были и начинающие рисовать, и маститые профессионалы. Список участников внушителен: Анатолий Камардин, Борис Федоров, Геннадий Самойлов, Юрий Кучинский, Александр Черкасов, Алексей Жоголев, Константин Федоров, Ирина Махова, Владимир Попов, Светлана Черкасова, Екатерина Крылова, Полина Камардина, Геннадий Поляков и многие другие.

Одной из главных задач студии рисунка, уже с первых дней ее образования, было формирование цеха натурщиков, чья работа заключается не просто в позировании, а в способности быть сопричастным творческому процессу. Интересный пример такой сопричастности представляет собой Геннадий Поляков. Будучи по профессии плотником, на занятиях он выступает то в роли натурщика, то художника, что лишний раз подтверждает открытость и демократичность студии, поскольку посещать натурный класс может абсолютно любой желающий получить элементарные навыки рисования, способные разбудить в человеке творческое воображение.

Часто в качестве моделей приглашаются студенты колледжа культуры им. Н.Львова и художественного колледжа им. А.Венецианова. Общение начинающих художников с уже состоявшимися мастерами способствует развитию творческого потенциала молодых и становится хорошим мотивирующим началом для их дальнейшего профессионального роста.

Если обратиться к истории вопроса, то работа с моделью всегда была неотъемлемой частью художественной практики на протяжении всего периода обучения в Академии художеств. Студенты начинали работать с натурой только на конечном этапе своего обучения, лишь после того как в течение нескольких лет копировали рисунки, эстампы и гипсовые слепки. Подобно большинству европейских академий, петербургская Академия вплоть до конца XIX века пользовалась исключительно услугами натурщиков-мужчин. Найти натурщика с идеальным телосложением было отнюдь не легким делом. Академия давала объявления, на которые откликались десятки, порой сотни претендующих, но из них отбирали лишь одного или двух на период работы, поскольку даже обладатель хорошо развитой мускулатуры не всегда отличался правильной осанкой, артистичностью и выдержкой сохранять позу хотя бы в течение часа. Женщины же начали позировать в натурных классах Академии лишь после реформ 1893-1894 годов. Одним из ранних поборников женской натуры в педагогической практике был Илья Репин. А в натурных классах Московского училища живописи, ваяния и зодчества натурщицы впервые появились в 1897 году по инициативе Валентина Серова.

Остается заключить, что обнаженная натура привлекала художников в самые разные эпохи. Человеческое тело изображали то чувственным, то совершенным, то уязвимым, то отталкивающим… - таков путь познания божественной природы человека, и он бесконечен.

Партнеры