«За далью даль». Выставка живописи и графики Федора ПомеловаБольшой выставочный зал Искусствовед Вильям Мейланд. 22 апреля в 16.00 в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра состоится открытие выставки Федора Помелова.
Федор Помелов пишет и рисует только то, что видит, то есть следует за природой. Не мудрствуя лукаво, изображает портреты своих современников, выстраивает свободные от экзотики натюрмортные композиции, созерцает с кистью в руках интерьеры мастерских и домов творчества в разных городах живописной российской провинции. От себя он привносит только собственное настроение.
Рассматривая самые разные работы Федора Помелова последних лет, можно прийти к выводу об отсутствии резких стилистических перепадов. Художник с равным энтузиазмом пишет приглянувшийся ему пейзажи средней России и французской глубинки. Как правило, это быстрые натурные этюды средней величины. Но бывают и исключения, когда тот или иной полюбившийся мотив дорабатывается в мастерской в большем масштабе и приближается к своему более импозантному состоянию, заслуживая почетное звание пейзажа-картины - "Тарусская площадь" (2006), "Парижская встреча" (2013), "Городской пейзаж" (2006).
Этюды художника очень органичны. Быстрота письма диктуется естественными условиями работы на пленэре, где солнце, ветер и более сложные погодные условия не располагают к длительному процессу работы. Изображая типичные для южной Европы и Средиземноморья кипарисы, пинии, платаны, художник подчеркивает фактуру и линейные ритмы стволов и ветвей, и в данном случае не стоит обращать внимание на географическую принадлежность этих произведений. Изображая липы и тополя в российских пейзажах "Шатово" (2010), "Усадьба Пущино на Наре" (2010) и т.п., он неизменно остается верен всё той же привычной эстетике традиционной реалистической живописи.
Выбор городского мотива у Федора Помелова так или иначе связан со старой архитектурой. Церкви, монастыри, улицы провинциальных городов, крыши и стены домов, вобравшие в себя патину времени, - вот излюбленная натура художника, питающая его воображение и живопись. Это "уходящая натура", пробуждающая ностальгические чувства и понимание того, что она не вечна.
В натюрмортном ряду мастера есть и традиционные для каждого живописца букеты ирисов, сирени, подсолнухов..., а также нечто фольклорное вроде "Вышневолоцкого натюрморта" (2013) или экзотического для российского зрителя композиции "Мой парижский ужин" (2011). Но в целом индивидуальность Федора Помелова более отчетливо проявляется во внимании к внешне грубым и простым предметам быта, лишенным намека на какую бы то ни было красивость - "Проросшая картошка", "Натюрморт на фоне пейзажа" (обе работы 2014 года).
Портретная галерея Федора Помелова довольно обширна и включает в себя автопортреты ("самая терпеливая натура") и портреты друзей и знакомых, среди которых естественно преобладают художники. В последних по времени создания работах этого жанра возобладал многоцветный импрессионистический подход - "Портрет И.Помеловой" (2014), "Портрет В.Помазова" (2014). В лучших портретах предыдущих лет больше повышенной экспрессии цвета и подвижности мазка, которая не ослабляется мелкими и дробными красочными напластованиями - "Француз Марсель Ревнер из Могио", "Армянский скульптор Ара Алекян", "Клод Лишевен" (все работы 2011 года).
И всё же, не смотря на отдельные удачи в любых традиционных жанрах, главное место в творчестве Федора Помелова занимает пейзаж. В нём он и лирик, и монументалист, и психолог, тонко подмечающий особенности разных времен года, будничных и праздничных состояний природы, цветовых и световых градаций. И, разумеется, как бы ни увлекали Федора Помелова дворцы и замки, мосты и храмы Франции и других стран, самые трепетные чувства и откровения принадлежат российскому пейзажу - солнечной и хмурой Тарусе, окрестностям Торжка и Калязина, берегам Оки, Протвы и других рек, озер и прочим нашим бесконечностям.