«Путь к Победе» Центральный музей Великой Отечественной войны. Передвижная художественная выставка плаката
Лекционно-выставочный зал По материалам статьи А.Ф.Шклярука «Наша Победа. Плакаты Великой Отечественной войны 1941-1945гг».
Экспозиция продлится до 24 мая.
30 апреля в Лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра начнет свою работу передвижная художественная выставка плаката «Путь к Победе», предоставленная для экспонирования в нашем городе Центральным музеем Великой Отечественной войны (г.Москва).
Плакаты, созданные в СССР в период с 1941 по 1945 год, - одно из самых ярких художественных явлений культуры XX века. Их убедительность и высокий патриотический пафос основывались на профессионализме советских художников-плакатистов, большом жизненном опыте и умении ясно говорить средствами графики. Содружество художников, писателей и поэтов позволило найти оперативную форму исполнения малотиражных графи- ческих работ. Мастера искусства обратились к опыту периода Гражданской войны и с первых дней войны начали создавать ежедневные выпуски - «Окна ТАСС» - по аналогии с «Окнами РОСТА».
Уже к началу войны художники были готовы направить свое «оружие» против фашистской Германии. Как и все граждане страны, они нисколько не сомневались в скорой победе над врагом. В плакатах, выполненных в предвоенные месяцы 1941 года продемонстрированы мужество и патриотизм наших воинов. Эти лучшие качества советского человека подтвердили события уже первых недель войны. С того самого момента, как стало известно о нападении фашистской Германии на СССР, художники-плакатисты обратились к теме войны. В числе первых военных плакатов, расклеенных на стенах домов 23 июня, был и лист художников Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией. Карикатура становилась главным пропагандистским оружием борьбы с врагом. Среди самых искренних работ тех дней - лист В. Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат, выполненный методом фотомонтажа, призывал к созданию народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обращался к символу русского национального патриотизма - скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и всю страну, многонациональный советский народ. Лозунг плаката В. Корецкого явился пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. Знаковой работой, продемонстрировавшей чувство личной сопричастности к происходящим трагическим событиям, стал плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Портретная индивидуальность героини в сочетании с условным красным цветом одежд, символизирующим знамя защитников Отечества, придала работе И. Тоидзе особую человечность и остроту. Тема единства фронта и тыла и важности трудового вклада всего народа в достижение победы стала весьма значимой для плакатов 1941 года. Одной из важных задач тыла стала подготовка к уборке урожая. Забота об обеспечении страны продовольствием легла на плечи женщин-колхозниц и детей. Среди «мобилизующих» листов, посвященных труду хлеборобов, искренностью и теплотой привлекали плакат «Больше хлеба для фронта и тыла» В.Баскакова.
Взоры не одних только советских людей были прикованы к Москве - весь мир наблюдал за противостоянием могучей фашистской армады и воинов Красной Армии. Зимой 1941 года был напечатан полный трагизма плакат Н. Ватолиной «Фашизм - злейший враг женщин. Все на борьбу с фашизмом!», предопределивший тематику плакатов второго года войны. Разгром гитлеровцев под Москвой придал искусству военного плаката новые силы. Слова И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков...», сказанные им на праздничном военном параде 7 ноября 1941 года, определили тематику серии работ, созданной в 1941 - 1942 годах В. Ивановым совместно с О. Буровой. После победы под Москвой военные плакаты наполнила тема мести захватчику-врагу. Сдержанность, характерную для призывов первого года войны, сменили резкость и откровение. Их лозунг - «Кровь за кровь. Смерть за смерть». Мстителями выступили партизаны и подпольщики. События на фронтах войны 1942 года: блокада Ленинграда, приближение врага к Волге, угроза захвата нефтяных промыслов Кавказа, а главное - оккупация огромной территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан, потребовали включения в плакат новых пропагандистских символов. Бойцы должны были побеждать в то время, как они отступали под натиском противника. Самоотверженность тружеников тыла давала фронту все больше и больше оружия. На полях глубинных районов страны женщины вступили в «битву за урожай». «Трактор в поле - что танк в бою!» - провозгласил посевной плакат, исполненный В. Ивановым и О. Буровой. В суровые месяцы 1942 года художники открыто показали трагедию мирных жителей на оккупированной территории. Женщины и дети обратились с плакатов к воинам с призывом: «Спасите нас!». Шедевром графического искусства стала работа В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», -впервые напечатанная в газете «Правда» 5 августа 1942 года. Плакат вызывал у бойцов ненависть к врагу. Призыв «Ни шагу назад!» нашел образное воплощение в листах лета-осени 1942 года. В. Иванов в плакате «Каждый рубеж - решающий!» сумел лаконично с необыкновенной выразительностью передать решимость защитников Кавказа драться с врагом до последней капли крови. Среди выдающихся плакатов 1942 года следует отметить и лист А. Кокорекина «За Родину!», прославлявший подвиг мужественного героя-краснофлотца Степана Ермоленко.
После разгрома врага под Сталинградом от художников потребовалось создание жизнеутверждающих плакатов, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел. В январе 1943 года в Германии была объявлена «тотальная мобилизация». Военная машина Третьего Рейха еще не была окончательно сломлена. Художники обратились к бойцам с «ударными» плакатными посланиями о том, как надо бить врага. И. Тоидзе изобразил боевого командира, присягающего гвардейскому знамени; В. Корецкий создал серию работ «Бей так...», в которых представил победителей сражений - снайперов, артиллеристов, летчиков, танкистов.
Нечеловеческое напряжение сил страны в условиях военного противостояния 1943 года требовало особой всенародной поддержки Красной Армии. Легендарные русские богатыри вдохновляли воинов на плакатах И. Тоидзе, Д. Шмаринова, В. Иванова и М. Мальцева. Наиболее запоминающийся образ русского солдата был создан В. Ивановым в плакате «Пьем воду родного Днепра...». Творчество этого мастера ярко проявилось в других листах 1943 года: «На запад!» и «Ты вернул нам жизнь!», которые отличало необыкновенное сочетание героизма и лиричности.
Быстрота развития событий на фронтах Великой Отечественной войны вызывала оптимизм у художников. Л.Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать самый запоминающийся образ воина. Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный ге рой - снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в этого основу знаменитого листа.
Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием в истории страны. Города нашей Родины украсили многочисленные праздничные плакаты, выполненные В. Ивановым, В. Корецким, А. Кокорекиным, В. Климашиным, Л. Головановым.... Художники, как и весь народ, прославляли героев-победителей. Плакат Великой Отечественной войны под залпы салютующих орудий и всеобщее радостное ликование торжественно уходил в историю.
Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла - армию и народ - для Победы над фашизмом. Сегодня, спустя многие десятилетия, военный плакат остался искусством острым, боевым и нестареющим.Плакаты Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века.