СТАРЫЕ ПОРТРЕТЫ - НОВЫЕ ИМЕНА Новая атрибуция портретов Тверского музеяЛекционно-выставочный зал Куратор выставки - Елена Геннадьевна Мойкина (8-904-011-58-16)
Блестяще решенная задача со множеством неизвестных. Так можно сказать о выставке «Старые портреты - новые имена» из собрания Тверского музея, которая откроется 25 ноября в 16.00 в лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра.
Возвращение портрету имени - сродни научному открытию и является знаменательным событием не только для музейного собрания, но и для культуры страны в целом. Уникальность в том, что всем портретам, которые увидит посетитель, возвращены подлинные имена!
История существования и бытования семейных реликвий в дворянских усадьбах зачастую представляет собой чудесное хитросплетение вымысла и реальности, которые со временем так тесно уживаются, что отличить одно от другого не представляется возможным. Как правило, портрет человека писался для сохранения памяти о близких и любимых, по случаю важного события, размещался в семейном интерьере и часто не нуждался в подписи - так формировались фамильные портретные галереи. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в революционные годы, когда разрушались и разорялись особняки и усадьбы, многие портреты, сберегавшие семейную и родовую память, теряли свои насиженные места, корни, становясь безымянными экспонатами в музейных собраниях и частных коллекциях.
В этой связи особенно показателен пример с Куракинской коллекцией из имения Степановское-Волосово Тверской губернии, поступившей в Тверской музей в 1920-е годы. На некоторых портретах сохранились надписи на оборотной стороне холста, из которых следовало, кто изображен на портрете. Под этими именами они и были записаны в учетные книги поступлений музея. Как показали исследования, это не всегда соответствовало действительности.
Самая простая методика идентификации портретов - сравнить с подтвержденными изображениями. Но для этого нужно сначала понять, с кем сравнивать, ведь невозможно держать в голове тысячи разных портретов. С другой стороны, портретное искусство XVIII - XIX веков подчинялось строгим канонам. Зная особенности ношения форменной одежды, наград, орденов специалист может очень точно определить не только датировку, но во многих случаях изображенного на портрете. К сожалению, этот метод применим только к мужским портретам - женщины орденов не носили, за исключением кавалерственных дам.
На выставке представлено одиннадцать портретов, в разное время и при разных обстоятельствах поступивших в коллекцию музея, некоторые с пометкой - «портрет неизвестного». Герои этих живописных произведений навсегда могли остаться «неузнанными», если бы они не стали предметом заинтересованного и досконального изучения музейных специалистов и историков.
Атрибуцию портретов произвели: Александр Кибовский (военный историк, г.Москва), Михаил Асварищ (Русский музей, г.Санкт-Петербург), Владимир Биберин (Тверская областная картинная галерея), Елена Мойкина (Тверской музей)