К 80-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА ВЛАДИМИР ВАРЛАМОВ (1937 – 2016)Лекционно-выставочный зал К 80-летию художника
Владимир Варламов
(1937 – 2016)
Графика. Живопись.
г. Тверь, ул. Советская, 54, Лекционный зал. тел. 33-13-08, 34-48-52,
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., сайт tgmvc.tver.ru
«От органичности В.Варламова, его растворенности в бытии,
обнаженной искренности, будничной щедрости,
незыблемости понятия «дружба» идут все его творческие удачи и проекты.
Его надо беречь, как Алмазный фонд!»
Вячеслав Воробьев
19 октября в 16.00 в Лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра состоится открытие выставки, посвященной 80-летию известного тверского художника, члена Союза журналистов России Владимира Варламова.
Владимир Максимович родился 4 января 1937 года в Калинине. Здесь во времена хрущевской оттепели прошло его становление, здесь он много лет работал художником и журналистом в ведущих газетах региона – «Смена», «Калининская правда», «Тверские ведомости», проиллюстрировал более тридцати книг разных жанров, вышедших в самых разных издательствах. С Варламовым сотрудничали такие известные авторы, как Е. Борисов, А. Пьянов, Е. Карасев и другие. К тому же он был дизайнером по стеклу и в 1990-е годы являлся главным художником ОАО «Тверьстекло».
Дорогу в жизнь Владимиру Варламову открыла студия изобразительного искусства при ДК Химволокно, руководил которой прекрасный рисовальщик и живописец Борис Запруднов, человек светлый и очень скромный. Вспоминая о том времени, Владимир Максимович всегда с особой теплотой отзывался о своем наставнике и дружном студийном братстве. «Пришла хрущевская оттепель, - пишет он в тверском художественном альманахе «Наша тема» (выпуск №2, 2014 г.), - и на нас свалилось много нового, подчас непонятного. В живописи – И.Глазунов, в театре – Ю.Любимов, в кинематографе – А.Тарковский, в музыке – А.Шнитке. Мы, студийцы, часто посещали Москву. И при поездках в столицу колбаса в наши планы не входила. Хотелось все увидеть, услышать, прочитать, а главное – понять и выбрать что-то свое».
«Выбрать свое» - это Владимиру Варламову удалось. Его по праву называют уникальным мастером, который привнес новые черты в современную российскую графику и при этом сохранил ее лучшие традиции. Варламов первым в Твери приступил к разработке и исполнению именных книжных знаков – экслибрисов. Книги многих частных библиотек в Твери, Москве и Санкт-Петербурге отмечены именно его экслибрисами. Своим опытом в этой области художник поделился в книге «Тверской книжный знак», вышедшей в свет в 2011 году. Клуб любителей экслибриса появился в нашем городе в 1985 году, и его первым председателем стал Владимир Варламов. В первую очередь в состав клуба вошли его друзья, бывшие студийцы: А.Камардин, Б.Федоров, М.Пантелеев, Н.Эверт, Л.Юга, художники, чьи имена на сегодняшний день составляют гордость Твери и тверского края. В этом ряду, конечно, и имя Владимира Варламова.
Стать яркой и самобытной личностью художнику позволил романтический и вольных дух места, где он родился, вырос и о котором, спустя годы, с любовью вспоминал: «Я родился во дворе тверской фабрики «Пролетарка». Помню, какой полнокровной жизнью был наполнен этот район. Работали магазины, театр, бани, по вечерам центральный сквер был залит светом из окон работающих цехов. С утра до вечера над Морозовским городком кружились стаи голубей. Их держали по несколько «гонов» в каждой казарме. Я люблю этот небольшой мирок, который зовется Пролетаркой...». В 2013 году в областной библиотеке им. А.М.Горького прошла выставка Владимира Варламова «Пролетарка. Архитектурный модерн». Экспозиция, овеянная ностальгией юности художника, подарила многим посетителям возможность по-новому осмыслить красоту морозовского творения.
Исполнена очарования, подлинной красоты и навсегда ушедшая дворянская эпоха, запечатленная художником и представленная на выставке «Поэзия усадеб Тверского края» в конце 2015 года в Доме поэзии Андрея Дементьева. Варламов хотел продолжать эту тему, но прошло чуть больше полугода, и он сам ушел из жизни…
Владимир Варламов был многогранно талантливым и неординарным художником. Но не только за это его любили в Твери. Все знали Владимира Максимовича как открытого, смелого и честного человека, который имел свой взгляд и всегда отстаивал то, что считал справедливым. И в искусстве, и в жизни. Таким мы его и будем помнить.
19 октября в лекционном зале Музейно-выставочного центра на Советской, 54, открылась выставка Владимира Варламова. В январе этого года ему исполнилось бы 80, но умер он в 79. Инициаторами юбилейной экспозиции стали известные филологи Михаил и Евгения Строгановы.
А почему такой странный заголовок? Дело в том, что выставка дает представление о графике, живописи, экслибрисах и стекле художника (в 1990-е годы Варламов был главным художником ОАО «Тверьстекло»). И работы, представленные в лекционном зале, действительно заслуживают внимания. Как всегда виртуозная графика, очень интересная живопись, оригинальные книжные знаки и выставочного уровня изделия из стекла. Увидеть образцы художественного наследия Варламова можно до 19 ноября.
Хочу рассказать о многогранной личности Владимира Максимовича. Он, кстати, просил называть его только Володя, хотя в отцы мне годился. Я с ним познакомилась лет тридцать назад как с оригинальным рассказчиком – стояла в книжной очереди рядом с его домом. Только потом узнала, что он художник, первый (по времени и увлеченности) тверской экслибрисист и дизайнер стекла. А еще он оказался ревностным ценителем джаза, даже выпустил книгу о тверских джазменах, другой такой нет.
Следующая ипостась Владимира Варламова – увлечение русской баней, он и книгу собирался написать на эту тему. Возможно, баня позволила ему дожить до почтенного возраста и выглядеть значительно моложе своих ровесников. О своем увлечении голубями Варламов тоже мог говорить часами. А еще я знала Варламова-орнитолога. На своем балконе дома на Тверском недалеко от Волги он вырастил птенца чайки, не умеющего летать и сломавшего крыло. Жаловался, что чаенок загадил балкон, а его мамаша, прилетавшая проконтролировать своего птенца, спать не дает. Чаенок вырос, встал на крыло и наконец-то покинул балкон гостеприимного «орнитолога».
Еще Варламов был человеком, никогда не говорившим ничего плохого о собратьях-художниках. Профессионального образования он не получил, поэтому в Союзе художников не состоял. Дело своей жизни он выбрал на занятиях студии изобразительного искусства при ДК «Химволокно», которую вел Борис Запруднов, и куда ходили такие прославленные художники как Борис Фёдоров, Анатолий Камардин, Михаил Пантелеев, Наталия Эверт и Людмила Юга. Так вот, если он не хвалил чужие работы, то просто молчал. И очень ценил всякий талант, в любых проявлениях.
О том, что Владимир Варламов много лет работал художником и журналистом в «Смене» и «Калининской правде», я узнала на одном из вечеров памяти Галины Безруковой. Они очень дружили.
19-го, на открытии, в лекционный зал было не войти. Пришлось подождать, когда все желающие выскажутся об этом замечательном человеке, чтобы сделать несколько снимков. Как сказал кто-то из великих, таких теперь не делают!
Елена ВАСИЛЬЧУК
Свет огней Гаваны
Памяти художника Владимира Варламова (1937–2016)
Когда я смотрел на картины Владимира Варламова, которые сейчас экспонируются в лекционном зале Выставочного центра на Советской, то невольно вспомнился мне роман Хэмингуэя «Старик и море». А именно то, как герой романа оказался в открытом море так далеко, что не знал, где находится берег. И только глубокой ночью, уже под утро, он увидел на краю горизонта свет – то был рассеянный свет огней Гаваны. И работы Варламова казались мне каким-то особым светом из далекого прошлого, почти уже канувшего в Лету.
Познакомился я с Варламовым в первой половине восьмидесятых, когда тот работал художником в молодежной газете «Смена». Это был открытый, смелый и талантливый человек, которого уважали и в тогдашней творческой элите города, и так называемые рядовые люди из разных слоев общества – Варламов был своим в разных кругах. Родился он на Пролетарке, художническую свою стезю начинал в студии изобразительного искусства при ДК Химволокно. И тут уместно будет сказать, что родной своей Пролетарке Варламов посвятил много работ, а уже на исходе своих лет создал ряд замечательных графических листов, посвященных ей и демонстрировавшихся на разных выставках.
А выставок у Варламова было много – городских, областных, зональных, всесоюзных и зарубежных. Володя был многогранным мастером, но преимущественно занимался графикой, привнося в нее современные элементы и при этом соблюдая непременно ее реалистические традиции. Работая в ведущих газетах региона («Смена», «Калининская правда», «Тверские ведомости»), он проиллюстрировал сотни публикаций, более тридцати книг разных жанров, выходивших в разных издательствах, кроме того создал более сотни экслибрисов, написал книгу «Тверской книжный знак». А будучи ценителем джаза – книгу о тверских джазменах.
Много лет Варламов занимался дизайном стекла – был главным художником ОАО «Тверьстекло». А в последние годы жизни он запечатлевал сохранившиеся в нашей губернии старинные усадьбы и дворянские поместья. В день делал по одному, иногда по два рисунка, а в итоге получилась выставка «Поэзия усадеб Тверского края», где навсегда ушедшая дворянская эпоха, изображенная художником, предстала исполненной очарования и подлинной красоты. И еще драматизма: Варламов запечатлевал не только восстановленные или приводящиеся в порядок усадьбы, но и безвозвратно гибнущие.
Однажды, помню, в разговоре со мной он сказал, что ему очень интересно наблюдать и изображать пограничные состояния – минуты и даже мгновенья, когда вечер превращается в ночь, моменты, когда предметы, имеющие ясные очертания, теряют их и приобретают взамен мерцающую зыбкость. Чтобы точнее отразить такие мгновения, Варламов изобретал особые техники, одну из работ в такой новой, как он говорил, японской технике, подарил мне.
Но главным рабочим инструментом Варламова был все-таки карандаш. И не столь давняя экспозиция с дворянскими усадьбами в Доме Поэзии состояла из работ, созданных карандашом, точнее – цветными карандашами. Их посредством Варламов удивительным образом окрылил свой замысел, поднял его на новую высоту.
И некоторые из этих его работ сейчас тоже экспонируются в лекционном зале Выставочного центра на Советской, рядом с его вещами, относящимися к другим жанрам и техникам. Безусловно, Варламов был реалистом, хотя не чурался разного рода художественных экспериментов. Но очевидно и то, эти эксперименты, в отличие от ряда художников новой «волны», были нужны Варламову не ради них самих, как таковых, а для того, чтобы открыть и показать новые грани и тона реалистической школы. И потому, наверное, когда я смотрел на работы экспозиции и в лекционном зале, вспоминался мне герой Хэмингуэя, свет прошлого, почти уже канувшего в Лету. Свет огней Гаваны.
Евгений НОВИКОВ