Л.Г. Юга. «На Пути к истине» Малый выставочный зал Юбилейная выставка заслуженного художника РФ
Живопись. Графика.
Татьяна Бойцова - искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ
25 октября 2013г. в малом зале ТГМВЦ открывается выставка заслуженного художника РФ Юга Л.Г. "На пути к истине". Встреча с автором и презентация выставки состоится 27 октября в 14.00
На крупных художественных выставках в Москве произведения Людмилы Юга впервые появились в середине 1980-х годов. Это были изящные гравюры, выполненные в технике офорта, как правило, с применением акватинты и других манер обработки цинковой формы. Они были посвящены популярной в то время в среде российской интеллигенции теме памятников историко-культурного наследия и горячо приветствовались в интеллектуальных кругах. Перед зрителями развертывались поэтические картины старинных усадеб, древних монастырей, городов, сел. Реалистическая манера, отличающая работы Л. Юга, позволила автору достичь высокой техничности, виртуозного мастерства и блестящего знания техник офорта. Вместе с тем художница выработала и некую рациональность в трансформации обыденных тем и сюжетов. Эти качества выдвинули ее в число своеобразных и весьма интересных российских графиков. Репродукции работ Л. Юга стали все чаще появляться в российских газетах и журналах.
Людмила Юга с 1964 года живет в городе Твери. Близость двух российских столиц Москвы и Санкт-Петербурга дает замечательную возможность постоянно участвовать в тех или иных крупных художественных событиях этих мегаполисов, следить за новостями в искусстве и культурной жизни страны. Вместе с тем история города Твери, овеянная многочисленными легендами, богатая культурными традициями, тоже оказала огромное влияние на творчество художницы, в первую очередь на смысловую основу ее работ. Немалую роль в этом сыграло увлечение древней русской иконой, где тверская школа иконописи занимает особое место. Эти обстоятельства в сочетании с эмоциональной привязанностью к русской природе и сформировали эстетические взгляды и привязанности художницы.
Искусство Л. Юга, ее мировоззренческие позиции, бесспорно, лежат в русле русского миропонимания. В 1969-1974 годы художница училась в Московском полиграфическом институте на факультете графического оформления издательской продукции у крупнейшего русского мастера книжного дизайна А.Гончарова. Уже тогда молодая художница с большим интересом занималась станковой печатной графикой, осваивала технику линогравюры, литографии, офорта. Именно офорт заинтересовал и увлек Л. Юга технической сложностью, многодельностью, всегда притягательной непредсказуемостью фактуры гравировальной доски.
Графический почерк Л. Юга узнаваем по особому динамизму, твердости и решительности линий, по активным ритмам. Изобразительная структура ее произведений лаконична, но в лирических листах звучат мягкие, живописные качества акватинты, дающие богатые фактурные эффекты. Черно-белый цвет художница воспринимает живописно, в тональных градациях. А погружение изображения в световоздушную среду позволяет ей создать своеобразную пространственную отстраненность образов.
Л. Юга широко известна своей многосторонней художнической деятельностью. Она создает театральные и рекламные плакаты, оформляет журналы, каталоги, буклеты, разрабатывает фирменные стили, в последнее время активно занимается масляной живописью и акварелью. Но главным творческим пристрастием остается для нее графика - рисунки и гравюры. Такой широкий спектр профессиональных занятий создает важное для художника состояние внутренней мобилизации, которое позволяет в итоге воплотить мысли и эмоции в офорте, в ее любимой графической технике.
Размышляя о своем ремесле, художница убеждена, что самая важная и актуальная тема не найдет пути к сердцу зрителя, если в произведениях нет подлинного профессионального мастерства. Поэтому она внимательно изучает гравюры старых мастеров - Рембрандта, Дюрера. Поэтому она не просто опытный офортист, но мастер, владеющий самыми разными манерами офорта, работающий технично и грамотно.
Творческую фантазию Людмилы питают мотивы природы и окружающая жизнь. Как правило, появление новых работ связано с интересными поездками по Волге, по озерам Валдайской возвышенности. Собранный в таких путешествиях материал становится основой будущих композиций. Подчас впечатления захватывают художницу на длительное время, и тогда появляются целые циклы или серии графических листов, как бы исчерпывая замысел и эмоциональный заряд автора. Замысел гравюр, идея связи человека с миром и его нравственной ответственности, взаимосвязь всего сущего раскрываются в таких сериях весьма последовательно, с убежденностью активной натуры. Через призму катастрофы рассматривает художница тему гибнущих памятников, справедливо считая, что нравственное здоровье общества неразрывно связано с бережным отношением к культуре прошлого. Вот почему во многих листах Л. Юга - ощущение печали, боль за уходящие древности, за безрассудную утрату памятников цивилизации, за эпоху беспамятства.
Л. Юга более близко литературное выражение своих идей, чем отвлеченное их воплощение. Обращение к сюжету расширяет информативность созданных ею композиций, позволяет автору рассматривать темы в разных аспектах. В последние годы в произведениях Л. Юга начинают звучать православные интонации, что находит объяснение в тех процессах национального самосознания, которые развиваются в России. Ее эстетические привязанности здесь вполне определенны: Россия, ее культурное наследие и традиции.