«Коллекция перемен. Ленинградская школа живописи»Малый выставочный зал Музейно-выставочный центр «Петербургский художник» представляет выставку Реальность - часть искусства; ее дополнияет чувство.
К. Коро 28 июля в 16.00 в Малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра состоится открытие художественной выставки «Коллекция перемен. Ленинградская школа живописи», которую представляет музейно-выставочный центр «Петербургский художник». Этот центр был основан меценатом Санкт-Петербурга Галиной Георгиевной Степановой в 2005 году, на сегодняшний день располагает большим фондом живописи, в состав которого входят произведения более чем 40 художников, работавших в Ленинграде во 2-ой половине 20 века.
В 2015 году коллекции исполнилось 10 лет, и свой юбилейный год «Петербургский художник» начал с масштабной выставки, представив зрителю лучшие произведения. В этом же году стартовал проект передвижной выставки, в которую вошли наиболее показательные работы фондов музея. Пейзажи и портреты, этюды и эскизы к картинам, составившие ее основу, призваны продемонстрировать зрителю особенности ленинградской реалистической школы живописи.
Выставка «Коллекция перемен» включает в себя работы художников, расцвет творчества которых пришелся на несколько послевоенных десятилетий. Не только обусловленность временем, но также и «гений места» (на берегах Невы состоялось обучение большинства художников в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина) сформировали особенный «характер» творчества ленинградских живописцев. Теперь, имея небольшую историческую дистанцию, мы мыслим это направление как живописную школу, объединенную традициями художественного воспитания и особым отношением к изображению природы и человека - искренним, тонким, проникнутым ощущением «простой красоты».
Высокий уровень профессионального мастерства, приобретенный благодаря знаменитым учителям (педагогами художников были известные живописцы Игорь Грабарь, Александр Осмеркин, Андрей Мыльников, Евсей Моисеенко, Виктор Орешников и другие), так же, как и тенденция к изучению особенностей живописной манеры европейских художников 19 и начала 20 века стали определяющими в творчестве ленинградских мастеров.
Говоря о характерных особенностях данного направления, стоит отметить, что для пейзажистов особый интерес стал представлять суровый колорит северной природы, окрестности Ленинграда, Карельского перешейка и средней полосы России. Немалую роль в этом сыграло возникновение Творческих баз Союза художников РСФСР, где художники работали вместе на пленэре.
Все это позволило мастерам ленинградской школы выработать собственный пластический язык, а обращение к пейзажу стало способом для разработки новых композиционных приемов и поисков средств выразительности. В условиях творческих исканий и открытий, натурный этюд перестал быть просто «упражнением», необходимым для профессионального развития живописца, перерастая рамки материала для создания картины, он приобрел самоценное значение, приближаясь в этом смысле к картине.
Не менее важное значение в творчестве ленинградских мастеров имеет жанр портрета. Объектами для изображения художники выбирали близких людей. Так возникла галерея портретов интеллигенции, где облик портретируемого всегда передан с особой чуткостью и вниманием. Отдельно стоит упомянуть портреты-эскизы к картинам, благодаря которым перед зрителем возникает собирательный образ, раскрывающий характер эпохи.
Стараясь выявить общность в искусстве ленинградских живописцев, а также проследить наследственность традиции, в сохранении которой важную роль играет академический художественный метод, «Петербургским художником» была сформирована выставка «Коллекция перемен», целью которой стало знакомство широкого круга зрителей с этим явлением в отечественном искусстве. Проект реализуется при партнерстве с АНО «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ» в рамках Общественно-просветительской программы «Преемственность».