АНДРЕЙ ДОЛЖЕНКО. СКУЛЬПТУРАМалый выставочный зал дополнение↓ Тверским зрителям представляется выставка скульптуры и арт-объектов, выполненных талантливым скульптором Андреем Долженко в разные годы. Творчество этого уникального тверского автора успело пробиться к зрителям. Его произведения побывали на отечественных и зарубежных выставках. Однако, все это происходило не просто. Изначально его творчество не вписывалось в контекст официального отечественного искусства. Свои произведения Андрей Долженко начал выставлять еще в 1980-е годы. На фоне сугубо традиционного художественного ландшафта Твери его артефакты резко выделялись своей "непохожестью" на все то, к чему привыкли зрители. С первых шагов своей творческой деятельности он проявлял чуткость к новейшим тенденциям в современных художественных процессах и, одновременно, независимость от них. Находясь в типичной советской среде провинциального города, испытывая информационную изолированность от всего, что происходило не только в мировом искусстве, но и в российском, выходящем за рамки официального творчества, он искал новую эстетику, адекватную своему времени. В наши дни его произведения органично вписались в современный художественный контекст. В творчестве Андрей Долженко был далеко неоднозначен. Его интересовало множество пластических тем, среди которых заповедной всегда оставалась идея создания чистой формы. Как ему представлялось, в ней он может приблизиться к гармонии. Вместе с тем, он с большим интересом работал в других направлениях. И в этом отношении неприятие традиционной школы провоцировало последовательность изучения пластического искусства иных направлений. Ранние произведения говорят о его интересе к кинетическим объектам, поп-арту и т.д. Первые публичные выступления А. Долженко в качестве художника состоялись еще в советское время в Париже, где его живописные произведения были отмечены независимой премией для советского андеграунда "Аргос". Затем в его выставочной практике наступили долгие годы затишья. Возобновить участие в выставках стало возможным только в 1990-е годы. В это время он окончательно погрузился в работу над скульптурными произведениями. А. Долженко в юности окончил Московский авиационный институт, и это обстоятельство в определенном смысле сказалось на его творчестве. Хорошо развитое абстрактное мышление рождало самые неожиданные пластические версии той или иной темы. Но работы Андрея, какое бы название они не носили, как правило, не сюжетны и не изобразительны. Они чаще всего представляют собой отвлеченную декоративную, монументальную форму, созерцание которой доставляет зрителям подлинное удовольствие. Он любил творчество Генри Мура, которое по-настоящему вдохновляло его. Выставка, которая предлагается вниманию зрителей в 2016 году, является попыткой представить разные периоды творчества Андрея Долженко в его последовательном развитии. Сроки проведения: 9 декабря 2016г. – 10 января 2017г.
9 декабря в 11.00 - выставка откроется для посетителей. 9 декабря в 14.00 - пресс-просмотр для представителей СМИ. 22 декабря с 12.30 до 16.00 – «Битва искусствоведов»: НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ТВЕРСКОМ ИСКУССТВЕ РУБЕЖА СТОЛЕТИЙ. АНДРЕЙ ДОЛЖЕНКО. СКУЛЬПТУРА. 22 декабря в 16.00 – представление выставки. Тел.: 34 48 52. Скульптуры Андрея Долженко возвращаются к зрителю В малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра открылась мемориальная выставка Андрея Долженко (1946–2015). В экспозицию вошли его скульптуры и арт-объекты, созданные в разные годы, но показывающие творчество художника в его последовательном развитии. Неудивительно, что в советское и даже в постсоветское время творчество Андрея Долженко, работавшего в типично советской среде в провинции, оказалось, по существу, непризнанным. Непохожесть его артефактов на все то, к чему привык зритель, посещавший выставки официального искусства, вызывало не то чтобы отторжение, но непонимание. Особенность пластического языка, взгляд художника на само искусство скульптуры повлияли на то, что его идея поиска и создания чистой формы оказалась только его идеей, которую он тем не менее развивал всю свою жизнь. И только некоторые художники разделяли и понимали устремления Долженко. Среди них был, например, Борис Федоров, но он и сам увлекался формотворчеством, только делал это в стекле. Неприятие традиционной школы, которое демонстрировал Долженко, вылилось в последовательное изучение пластического искусства иных направлений. Но и здесь скульптор оказался не таким, как все, поскольку он, чутко воспринимая новые тенденции, одновременно был независим от них. Собственно, основной вектор его творчества можно определить тремя словами – поиск новой эстетики. Именно поэтому в разные периоды, особенно ранние, художник интересовался кинетическими объектами, поп-артом, и скульптуры того времени показывают, насколько оригинальным был его взгляд. Определенную роль в формировании собственного лица сыграл тот факт, что Андрей Долженко окончил Московский авиационный институт. Обладая отлично развитым абстрактным мышлением, он создавал порой очень неожиданные версии той или иной темы. Однако как бы затейливо и замысловато она ни была реализована, в основе всех произведений скульптора лежала несюжетность (или бессюжетность). Они не изобразительны в традиционном понимании, они представляют собой отвлеченную декоративную, монументальную форму. Это точно почувствовал основоположник концептуализма Дмитрий Александрович Пригов, посоветовавший Долженко больше выставляться за рубежом. На родине его работы не находили такого отклика, какой они получили, например, во Франции. В Париже состоялись первые публичные выступления Долженко, а его живописные произведения тогда, в 1983 году, были отмечены независимой премией для советского андеграунда «Аргос». Затем Андрей Долженко очень долго не выставлялся. Его произведения публика вновь увидела только в 1990-х годах, но это было уже другое время, более лояльное к свободному искусству. Скульптор стал намного увереннее чувствовать себя в художественной среде, и стоит сказать о том, что именно на 90-е приходится расцвет его таланта. И выставка как раз показывает, как оформлялись творческий почерк и манера Долженко. В малом зале представлены его лучшие работы. Фантазийный характер многих из них подчеркнут не столько самой формой, сколько материалом, который выбирал мастер для своих экспериментов. Он брал дерево, металл, камень, преображая их, создавая объекты неоднозначные, которые представляют собой метафору самого искусства, постичь загадки которого пытался автор, предлагая это сделать и зрителю. Некоторые его скульптуры лучше всего смотрятся не в витринах, а в воздухе – так они и выставляются теперь, знаменуя собой многозначность сотворенной формы. Особого визуального и пластического эффекта мастер добивался, совмещая разные материалы – камень, стекло, металл. Перетекание одной фактуры в другую строго выверено и семантически объемно, каждая линия здесь подчинена мысли художника, создающего «то, чего не может быть». В этом главная особенность всех его произведений, стремящихся уйти от бытовизма окружающей жизни, но являющихся прямой реакцией на жизнь, трактуемую универсальными средствами, которые предоставляет мастеру обращение к природным органическим формам. Досье «ТЖ» Андрей Борисович Долженко (1946–2015), российский художник, скульптор, член Союза художников России, участник Всесоюзного симпозиума скульпторов (Тверь, 1990), Международной биеннале скульптуры малых форм «Тайямура» (1997, 1999), многих выставок в Твери, Москве, Таллине, Липецке, Ярославле и др. Работы хранятся в музейных и частных собраниях. Автор: Евгений ПЕТРЕНКО В Твери прошла битва искусствоведов Фотограф: ТГМВЦ В областном центре в четвертый раз прошла Всероссийская научно-практическая ассамблея «Тверские искусствоведческие чтения». Поддержанный грантом президента страны как творческий проект общенационального значения в области культуры и искусства, этот форум планомерно и плодотворно занимается изучением региональных практик искусствознания на примере творчества современных художников и мастеров прошлого. Художник в роли Творца В этом году заседания ассамблеи прошли сначала в Москве, в Белом зале Российской академии художеств, а потом переместились в Тверь, где и возникла ее идея, которая принадлежит искусствоведу Татьяне Бойцовой. Среди организаторов форума – Тверское отделение Союза художников России, Российская академия художеств, Союз художников России, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, Ассоциация искусствоведов России. Если в столице участники форума обсуждали в основном теоретические вопросы искусствоведения, то в областном центре он перешел в практическую плоскость. Материалом для научной рефлексии специалистов стало творчество известного российского скульптора Андрея Долженко, чья выставка экспонировалась в малом зале городского музейно-выставочного центра. Своими наблюдениями над работами мастера участники ассамблеи поделились на заключительном заседании. Мнения оказались разными, что вполне соответствовало формату встречи, которая получила название «Битва искусствоведов». Экспозиция в самом деле предоставляла возможность и обобщить имеющиеся подходы к творчеству Андрея Долженко, и обозначить его место в контексте развития русской художественной культуры, но главное – поговорить о неофициальных практиках в тверском искусстве рубежа столетий. По мнению академика Российской академии художеств, редактора газеты «Московский художник» Натальи Аникиной, скульптура мастера принадлежит к последней стадии классического искусства, финалом которого стал авангард, где существует Генри Мур, где уже в наше время работает Андрей Рукавишников. Все вещи Долженко обладают уникальным символическим кодом. Глядя на них, создается впечатление, что автор раскопал какой-то древний мир, вытащил из цивилизационных пластов некие существа, которые живут своей жизнью. Наталья Аникина отмечает, что Андрей Долженко создает мир, где художник еще пытается играть роль Творца, скульптор в отличие от многих своих коллег еще отделяет твердь от воды, творит свет, и его выставка – прекрасный повод для предметного разговора о переходе от классического искусства к современному. Историк искусства, заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков обратил внимание публики, что Андрей Долженко учился в авиационном институте, и его скульптурные формы обладают бесспорными аэродинаическими свойствами. «В этом есть связь науки и искусства, что является уже признаком постмодернизма», – говорит искусствовед. Другая особенность творчества художника состоит в том, что он активно разрабатывает поэтику инородности, делая в скульптуре различные вставки. «В этом мне видится момент жизни формы, и это очень интересно», – констатирует Кирилл Светляков. Ирина Сосновская, руководитель региональных образовательных программ Московского музея современного искусства, свое выступление посвятила современному нестоличному искусству, в том числе и тверскому. Областной центр группа искусствоведов посетила в числе тридцати российских городов, которые вошли в масштабное исследование, представляющее, по сути, энциклопедию, показывающую, чем живет искусство в регионах. Заведующая отделом новейших течений Союза художников России Наталья Цой рассказала о творчестве молодых скульпторов в контексте актуальных тенденций современного искусства России. Разумеется, многие из них далеки от официальных практик и в этом смысле приближены к опыту Андрея Долженко, всегда следовавшего своим собственным путем. Автор: Евгений ПЕТРЕНКО