БУДНИМалый выставочный зал Алла Полковниченко
«БУДНИ»
Живопись.
2 июня – 2 июля
г. Тверь, ул. Советская, 54, Малый зал. тел. 33-13-08, 34-48-52, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., сайт tgmvc.tver.ru 2 июня 2017 года в 16.00 в Малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра состоится открытие выставки «Будни» московского живописца Аллы Полковниченко. Алла Полковниченко родилась в г.Таганроге, окончила там общеобразовательную и художественную школы. Училась на художественно-графическом факультете Южного Федерального Университета в Ростове-на-Дону. Не окончив, поступила в МГАХИ им. В.И. Сурикова (отделение живописи) и в 2013г. выпустилась из мастерской В.М. Сидорова. С 2013г. — член МСХ. С 2015г — член СХР. С 2010г. ведет активную творческую и выставочную деятельность. На выставке «Будни» представлены работы, написанные, в основном, на стыке жанров — портрета и пейзажа, натюрморта и пейзажа, анималистики и портрета, на которых запечатлены люди и ситуации, окружающие автора. Персонажи картин — современники, знакомые и коллеги живописца. В сюжетах, выбранных художником, есть общее эстетическое начало, идущее из красоты и глубины человеческой натуры, ее связи с природой и городом, с другими людьми. Места событий складываются в обыденную мозаику нашей повседневности, которая так часто ускользает от невнимательного, утомленного мельканием череды дней и лиц взгляда: метро, мастерская, крыша дома Наркомфина, Школьная улица… В работах Аллы Полковниченко нет активного действия, форсирования эмоций, во многих изображенных ситуациях прослеживается внутренняя деструктивность. Упавший священник, собака на дороге в свете фар, мужчина с собакой (возможно, единственным стоящим собеседником), стояние на Неве у трещины перед тем, как повернуть обратно, молодящийся гитарист-алкоголик на крыше Москвы - глазами художника мы видим трагическое как обыденное. Для картин художника характерны сдержанная цветовая гамма, жесткая композиция и уплощенное пространство. Это помогает отбросить лишнее и сконцентрировать внимание зрителя на главном. В работах есть общее решение, красота во фрагментах и пластике, во многом — зрелищность. Разговор ведется минимальными средствами: о простом, о ежедневном, о ситуациях и о принятых в них решениях. Аполлинария Ильина, искусствовед. В Твери открылась выставка «Будни»
В Твери открылась выставка «Будни» московского художника Аллы Полковниченко. Вернисаж состоялся в малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра.
Главное отличие этой выставки от многих других состоит в том, что в экспозицию вошли работы крупного формата. Представители центра даже признались: при развеске картин они проявили чудеса эквилибристики, чтобы каждая из них смотрелась выигрышно и оттеняла соседние. Такое внимание не этюдам, а именно картинам не случайно: Алла Полковниченко призналась, что ей интересны сложные вещи, так что крупные формы самым естественным образом выходят на первое место. Подготовительный же этап остается в мастерской. Это самое первое впечатление от выставки, но не последнее. Оказывается, Алла начала писать довольно поздно:
– Наверное, лет в пятнадцать, – говорит она. – Попробовала, понравилось, пошла в «художку». Родители просмотрели, а я тем временем поступила на худграф.
Родившись в Таганроге, Алла училась на художественно-графическом факультете Южного федерального университета в Ростове-на-Дону. Однако не окончила его, поступила на отделение живописи в МГАХИ им. В.И. Сурикова.
В Суриковке она занималась в мастерской Валентина Сидорова, художника значительного, корнями своими тесно связанного с Тверским краем.
– Традиционно мастерская Сидорова считается пейзажной, однако это всё ярлыки, – рассказывает Алла. – Это очень демократическая мастерская, в которой каждому студенту позволительно искать себя, свой путь в искусстве.
Алла себя нашла не в каком-то конкретном жанре, а на стыке жанров. На выставке можно увидеть работы, которые совмещают в себе портрет и пейзаж, натюрморт и пейзаж, анималистику и портрет. На них запечатлены люди и ситуации, окружающие автора, и именно в этом смысле выставка названа «Будни». Однако по характеру самой живописи это, конечно, не вполне будни. Художник не боится больших форматов и умело компонует картину, часто оставляя «пустыми» большие пространства холста, что создает дополнительное чувство воздуха и, соответственно, жизни. Человек на пейзажах Полковниченко выполняет то роль стаффажа, то выходит на первый план, то становится частью жанровой картины, а то и вовсе отсутствует, как на картине «После дегустации». На холсте лишь стол, то, что осталось после трапезы, и пустые стулья. Но и это отсутствие – знаковое, его можно рассматривать как минус прием. Все это – наша повседневность, которую, словно мозаику, собирает Алла. Она присматривается к городу и пишет его в разное время суток и время года, к людям – студентам, пассажирам метро, ждущим на станции поезд, к безымянным воришкам, которые похищают осла, к другу, который гладит собаку.
Многие картины созданы на пленэре. Среди них – «Кашин». Алла Полковниченко – участник пленэрно-выставочных проектов «Русская провинция» и «Русская Атландида», и впервые тверской зритель увидел ее работы на вернисаже «Русской Атлантиды» в 2016 году. Тогда художник вместе с коллегами по цеху побывали в Калязине, Кашине, Кимрах. Так что нынешнюю выставку в какой-то степени можно считать продолжением прошлогодней.
– Если художник не выставляет свои работы, но его как бы и не существует, – говорит Алла. – Картины создаются не для того чтобы они стояли в мастерской. Они один из основных, если не главных способов коммуникации мастера со зрителем. Посетители, конечно, по-своему считывают смыслы, которые заложены художником, часто их взгляд не совпадает с тем, что хотел сказать автор. Но это тоже важно, так возникает сотворчество.
В материалах о выставке искусствовед Аполлинария Ильина пишет, что для картин Аллы Полковниченко «характерны сдержанная цветовая гамма, жесткая композиция и уплощенное пространство. Это помогает отбросить лишнее и сконцентрировать внимание зрителя на главном. В работах есть общее решение, красота во фрагментах и пластике, во многом — зрелищность. Разговор ведется минимальными средствами: о простом, о ежедневном, о ситуациях и о принятых в них решениях».
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО