К 80-ЛЕТИЮ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДР ДУБОВ (1937 - 2000) ЖИВОПИСЬ.Малый выставочный зал К 80-летию художника
Александр ДУБОВ (1937 - 2000)
Живопись.
22 сентября - 15 октября
г. Тверь, ул. Советская, 54, Малый зал. тел. 33-13-08, 34-48-52, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., сайт tgmvc.tver.ru
22 сентября в 16.00 в Малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра состоится открытие выставки заслуженного художника России Александра Федоровича Дубова.
Выставка, представляющая все этапы творческого развития одного из крупнейших тверских живописцев конца ХХ века, представляется в таком объеме впервые после ухода художника из жизни. Имя А.Ф. Дубова стоит в одном ряду с его старшими коллегами Н.А. Комиссаровым, В.И. Волковым и В.Ф. Шумиловым. Этому поколению и принадлежит эстетика его творчества. В то же время художник как бы примыкает к более младшей генерации - Б.С. Запруднову, Н.В. Дочкину. В тверском изобразительном искусстве он был неким связующим звеном, которое успешно объединяло между собой эти два поколения. А.Ф. Дубов родился и вырос в Кувшиново. Профессиональное образование получил в Ивановском художественном училище. Большое влияние на формирование художника оказали творческие процессы, которые разворачивались в это время в Москве. Достаточно вспомнить впечатление, которое произвел Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве. Поездки в столицу в эти годы А.Ф. Дубов помнил потом всю жизнь. Занимаясь живописью и сочиняя стихи (не раз читал их в Москве перед толпами молодежи на площади Маяковского), он серьезно задумывался о том, чему отдать предпочтение: живописи или поэзии. Но жизнь расставила все по своим местам и, окончив в 1960-м году художественное училище, А.Ф. Дубов по распределению уехал работать в Красноярск. В Сибири было интересно жить и работать, но художник тосковал по родным местам. С этим и был связан его переезд сначала в Тулу, где он некоторое время работал в Художественном фонде, а затем, в 1967 году - в Калинин (Тверь). Здесь А.Ф. Дубов влился в сильный творческий коллектив. Завоевать успех на выставке было не просто. Тем не менее, в том же 1967 году он был принят в члены Союза художников СССР. Уже в ранних работах А.Ф. Дубова можно проследить поиск своего художественного языка. В них ощутима эпоха 1960-х и связь с исканиями молодых московских живописцев. Увлечение декоративными приемами сказывалось в творчестве А.Ф. Дубова на протяжении всей жизни. В таком ключе им написано немало полотен: «Март. Сельский роддом» (1969), «Золотой вечер» (1974), «Осенние свадьбы» (1974), а так же, более позднее «Красный вечер. У колодца» (1978). Очевидно, что эстетика его произведений строилась на восприятии окружающего через призму народной традиции, народных представлений о красоте. В конце 1960 - начале 1970-х годов художник много и с удовольствием писал старинные тверские города: Торжок, Осташков, Вышний Волочек, Калязин, старые кварталы областного центра, уголки Кувшинова и др. Нередко работал в соавторстве с В.Ф. Шумиловым. Постепенно А.Ф. Дубов стал завсегдатаем «Академической дачи». Здесь написано им немало известных полотен. Первым крупным произведением живописца можно считать композицию «Сельский учитель. 1920 год», созданную в 1969 году. Затем последовали другие исторические полотна: «Разговор с земляками» (1974), «Усыновлены республикой» (1980). Одно из первых и наиболее интересных произведений А.Ф. Дубова на сельскую тему - программная картина «Март. Сельский роддом» (1969). Она и сейчас олицетворяет его творчество. В эти годы на выставках прозвучали полотна: «Молодые механизаторы» (1978), «Золотой вечер» (1974), «Яблоки наливаются» (1975), «На выгоне» (1976), «Красный вечер. У колодца» (1978), «Перед сенокосом» (1978) и многие другие. А. Ф. Дубов всегда любил писать пейзажи. Все его произведения в этом жанре построены на натурных наблюдениях: «Волжские просторы» (1977), «Перед сенокосом» (1978), «Весной на Радонке» (1978), «На выгоне» (1976) и др. Одним из наиболее замечательных произведений А.Ф. Дубова стала картина «Осенние свадьбы» (1974). В ней проявились его лучшие профессиональные качества. Художник нередко совершал творческие поездки на этюды: ездил в Карелию, на русский Север, Псковщину, в Среднюю Азию, на Байкал... Вместе с друзьями-коллегами ездил по памятным и историческим местам тверского края. Он любил Торжок, Старицу, Берново, Малинники, Павловское, Прямухино ... Часто ездил и работал в Молдино. А.Ф. Дубов отдавал должное жанру портрета. Моделями выбирал типажи, в которых можно было раскрыться психологически. Он никогда не писал так называемых «генералов». Но в его творческом наследии выстроилась обширная панорама человеческих характеров и типов. Он писал рыбаков, механизаторов, врачей, доярок, студентов, художников, жену, сестру, детей. А.Ф. Дубов - единственный из тверских художников, кто писал коллективные портреты. «Портрет ветеранов калининского партизанского движения» (ТГОМ), написан автором в местах, где когда-то проходили ожесточенные бои. Полотно «Молодые механизаторы» (1978) написано в привычной для героев деревенской среде; «Портрет искусствоведов Калининской картинной галереи» (1984) - в залах дворца и т.д. Как бы ни были разнообразны портретные работы А.Ф. Дубова, есть среди них некие сокровенные полотна, в которых глубокие личные чувства и переживания художника создали неповторимое обаяние трогательных образов. Такие произведения относятся к лучшим в его творчестве. Это «Портрет сына», « Портрет Сережи», «Портрет Наташи. У окна», портреты жены. А.Ф. Дубов всегда был в центре художественных событий. Был постоянным участником ежегодных Недель изобразительного искусства в городе. Много лет избирался в члены правления областного отделения Союза художников России, не одно десятилетие работал в составе художественного совета, различных выставкомов, жюри, комиссий. Был одним из первых преподавателей в Калининском художественном училище. Он - один из немногих, кто в советские годы был постоянным участником престижных художественных выставок страны. В последние годы А.Ф. Дубов сосредоточился на жанре пейзажа, в котором стремился найти психологические решения, привнести в образы природы особый глубинный смысл. Он очень много работал, не давая себе отдыха. До конца дней А.Ф. Дубов оттачивал свое мастерство, упражнялся в этюдной работе. Как и мастера старшего поколения, он чтил профессию художника, и видел в ней свое служение русской культуре. В наши дни в центре Твери на доме № 3 по улице Серебряной установлена мемориальная доска, посвященная А.Ф. Дубову. Здесь размещалась мастерская художника. Выставка, которая открывается в городском музейно-выставочном центре, организована по инициативе и при непосредственном участии семьи художника и посвящена 80-летию мастера.
Татьяна Бойцова, искусствовед, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза художников России и Ассоциации искусствоведов России.
Живописец Дубов: открылась большая выставка классика тверского искусства
Фотограф: ТОКГ, realart.tv
В экспозицию, развернутую в малом зале Тверского городского музейно-выставочного центра, вошли как работы, хорошо известные, так и картины, которые заслуженный художник РФ показывал мало. Вернисаж, приуроченный к 80-летию со дня рождения Александра Дубова, продолжил показ его полотен, начатый в мемориально-художественном музее Владимира Серова, где сейчас представлены работы из коллекции Тверской областной картинной галереи. О том, как развивался талант мастера, корреспондент «ТЖ» поговорил с искусствоведом, начальником отдела информации Союза художников Александр ДубовРоссии Татьяной БОЙЦОВОЙ.
– Татьяна Ивановна, кажется, Александр Дубов выбирал между поэзией и живописью?
– Он окончил Ивановское художественное училище, часто ездил в Москву, бродил по Третьяковке, смотрел выставки, которые будоражили воображение и возбуждали желание стать известным живописцем. Дубова не покидало ощущение, что творческая атмосфера столицы вовлекает его в интереснейшую среду больших художников и поэтов. В этих чувствах будущий мастер самозабвенно растворялся, серьезно задумываясь о том, чему же отдать предпочтение: живописи или поэзии. Жизнь расставила все по своим местам. После художественного училища Дубов по распределению уехал работать в Красноярск. Там он трудился в Художественном фонде, работал над произведениями для выставок, чаще всего пейзажами с сюжетными мотивами. А потом перебрался в Калинин, где были близкие люди, а в Кувшинове жила мать, родня, друзья детства.
– Что можно сказать о ранних работах мастера?
– В них очевидны поиски нового современного художественного языка, ощутимы эпоха 1960-х и связь с исканиями молодых московских живописцев, опиравшихся на традиции «Бубнового валета». Увлечение декоративными приемами сказывалось в творчестве Дубова на протяжении всей жизни. Полотна, написанные им в таком ключе, приоткрывают черты, идущие от народных истоков, от национального восприятия окружающего мира. Живопись произведений того времени широка и свободна. Цвет насыщенный, полнокровный, звучащий декоративно. Это стало наиболее сильной стороной его живописи.
– В Калинине Дубов влился в сильный творческий коллектив: Комиссаров, Москаев, Шумилов, Волков, Запруднов, Дочкин…
– Однако больше всего он тянулся к общению с Вячеславом Шумиловым, художником талантливым, незаурядным, независимым. Шумилов, как правило, был в курсе событий столичной художественной жизни, он подолгу жил на «Академической даче» рядом с коллегами из разных городов, «все знал» и охотно говорил о своем творчестве и об искусстве вообще.
– Дубов очень много писал на сельскую тему.
– И эти работы создавались им с большой сердечностью и теплотой. Одно из первых полотен на эту тему – программная картина «Март. Первоклассница», которая и сейчас олицетворяет его творчество. Одаренный способностью декоративно видеть окружающий мир, Дубов хорошо понимал свои качества и стремился максимально их реализовать. Он постоянно работал над этюдами, с пристрастием изучая особенности этого жанра, и все его пейзажи построены на натурных наблюдениях. Одним из наиболее замечательных произведений живописца стала картина «Осенние свадьбы». Пейзажный мотив сочетается в произведении с сюжетными элементами, что для Дубова всегда было принципиальным: он не любил писать безмолвные красоты природы, всегда стремился подчеркнуть в той или иной форме присутствие в ней человека.
– Какие типажи художник выбирал для портретов?
– Его моделями были типажи, в которых можно раскрыться психологически. Дубов никогда не писал так называемых «генералов», но в его творческом наследии выстроилась обширная панорама человеческих характеров и типов: рыбаки, механизаторы, врачи, доярки, студенты, художники, жена, сестра, дети. Дубов – единственный из тверских мастеров, кто писал коллективные портреты: «Портрет ветеранов калининского партизанского движения», «Молодые механизаторы», «Портрет искусствоведов Калининской картинной галереи», изображающий сотрудников в дворцовом интерьере среди музейной экспозиции. Излишне говорить о сложности задач, стоящих перед художником, пишущим в пейзаже или интерьере коллективный портрет. По сути, это портреты-картины. Но все же одним из наиболее цельных портретов в творчестве Александра Дубова является картина «Рыбак с озера Селигер».
– Можно ли проследить эволюцию художника в жанре пейзажа?
– В последние годы он стремился найти в пейзаже психологические решения, привнести в образы природы особый глубинный смысл. До конца дней Дубов оттачивал свое творчество, упражнялся в этюдной работе, изучал особенности того или иного освещения в природе и т.д. Как и мастера старшего поколения, он чтил свою профессию художника и видел в ней свое служение русской культуре.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
Михаил Ершов:
Судя по мемориальной, посвященной восьмидесятилетию со дня рождения заслуженного художника России А.Ф. Дубова выставке в малом зале ТГМВЦ не возьмусь сказать, был ли он большим портретистом. Не говоря о скованном, наполненном ученическим ужасом портрете искусствоведов – сотрудниц Калининской картинной галереи и некоторых других вещах с пафосными, наивными и предсказуемыми эффектами освещения, даже лучшие, чрезвычайно добротно и по-разному выполненные «Партизан» (в духе Пластова, но без сочных свободных мазков и внутренней динамики) и «Рыбак» (в колорите и технике чувствуется влияние модернистской живописи) мало что интересного сообщают о своих героях. «Рыбак», скорее, претендует, напирает на подобное сообщение.
Был ли он большим пейзажистом? Утверждают, что да. Умолчу о полотнах с изображением храмов, чьи основные смелость и достоинство состоят в том, что они созданы в безбожные шестидесятые-семидесятые годы. Что касается остального. На мой вкус, Дубов берет мотив слишком монолитно, игнорируя внутренние взаимоотношения между деталями, из которого, по сути, и рождается и содержание, и настроение, и конфликт. Он недовоплощает фактуру объектов, их неповторимую плоть, слишком в этом смысле доверяя краскам и ритму мазков. Мажет в тех случаях, когда мотив явно требует острой возвышенной графичности.
В чем Дубов, действительно, хорош? Не в жанре, как таковом, жанр у него, как и у многих современников превращается в надуманный соцреалистический лубок. Он хорош, даже потрясающ, в больших, многоплановых и многофигурных, близких к жанру полотнах, как фотография, схватывающих неразгаданное, незначительное, повседневное, но всеобъемлющее мгновение жизни, где люди не позируют и не являются объектом исследования, а просто живут – в пейзаже (который тоже не рассматривается как именно «пейзаж»), в кругу повседневных дел, вещей и событий.
Восхищаюсь его «Рыбацкой слободой». Ее упрекают в декоративности, но, на мой взгляд, в чисто дубовской подаче ярко-синих, алых и желто-серых тонов, его отношении к ритму и колориту выразилась цепляющая за душу правда состояния ранней деревенской весны. На интернет-аукционе видел его "Трактористов". Один парень сидит на земле и читает газету, другой стоит лицом к зрителю, курит, третий ждет. За трактором – поле, за полем - лес. Ничего как будто не происходит, но в отсутствии сюжетного нарратива, в случайности и незначительности мгновения – Дубов уловил то, что и останется навсегда в памяти от этого дня.
Из подобного плана работ – на выставке, к сожалению, только одна, но, возможно, являющаяся вершиной Дубова-художника. «Вечер в деревне» 1974 года. Мощное движение стада физически ощутимо, как в голливудских боевиках, возникает страх, что тебя затянет под копыта. Пылающие цвета опять-таки ощутимо передают температуру солнечного, но зябкого осеннего вечера. По земле ползут густые тени и слепящие пятна света, движется воздух, движутся облака, ветер треплет листву. Все словно бы закручивается в бурлящую, конфликтную воронку. И на первом плане этой огромной бравурной картины жизни контрапунктом - будто бы случайно попавшее в кадр лицо усталого, ссутулившегося пастуха. Густая тень делает его плоским, почти безжизненным. И это снова не портрет – это из тех случайных фрагментов лиц, которые попадаются по краям старых фотографий и наполняют их волнующим ощущением подлинности навсегда ушедшего времени. Неудержимость бытия, драматизм повседневности, круговорот жизни в природе – все в этом, действительно, потрясающем, фантастическом холсте!
Марина Сафонова (искусствовед): Живопись Дубова сложная, отношение его к миру неоднозначное. Художника (его творчество) нельзя вырывать из контекста времени, тех процессов, которые тогда происходили. В его работах это время очень чувствуется. И, что бы ни говорили о советской живописи, в 1970-80 гг., она была на пике расцвета. У Дубова потрясающий синтез сурового стиля и московского импрессионизма, в такой грубоватой сильной форме. Он великолепно чувствовал, что ценность живописи в ней самой - цвете, фактуре и т.д. Ну, а о владении ремеслом, даже и говорить нечего. А в целом, всё здорово. В очередной раз восхищаюсь вашим слогом, эмоциональной правдой текста и умением тонко подмечать детали. Всегда интересно читать.