В августе текущего года в большом выставочном зале запланировано проведение выставки «Откуда я родом» о московских художниках Давиде Викторовиче Мирласе (1900-1942), Евдокии Михайловне Ануфриевой (1904-1981), Ксении Вацлавовне Ануфриевой –Мирлас.
Это рассказ о большом пути Преодоления. Здесь слились воедино эпоха, талант, созидание, судьба…
Все они — из знаменитого дома № 9 на Верхней Масловке, обители художников и мастеров скульптуры, чье творчество и драматургия жизни неотделимы от пережитого страной.
Давиду Викторовичу не исполнилось и 42 лет, когда он погиб 2 января 1942 года на этапе при взрыве железнодорожного узла в карельском городе Медвежьегорске. Его осудили еще в 1938 году по сфаб¬рикованному обвинению. Этапировали в Сибирь. Через два года — новая статья. И новый этап — Медвежьегорск. Мастерскую на Масловке опечатали, имущество конфисковали. Все произведения, находившиеся в мастерской, бесследно пропали. В лагере Давид Викторович узнал, что исключен из членов МОСХа. До этого было рождение в семье богатого лесопромышленника, учеба в петербургской гимназии, занятия живописью и рисунком, увлечение античной и ренессансной культурой. Юность Давида пришлась на 1917 год. Свято веря в справедливое переустройство мира, он ушел служить в ряды Красной Армии. По окончании службы (1921) вместе с родителями переехал в Москву и поступил в Государственный художественный институт, в мастерскую В. Ф. Фаворского. Именно тогда Давид встретил студентку ВХУТЕМАСа Евдокию Ануфриеву, ставшую его женой. В 1925 году у них родился сын Вацлав. Это было счастливое для Давида время. Молодой, талантливый, он находится в центре художественной жизни, дружит с Маяковским, Бурлюком, Хлебниковым. В 1928 году Д. Мирлас становится членом секции монументалистов АХРР, Общества станковистов.
Его кредо: индивидуальные стремления художника должны быть подчинены интересам народа. Мирлас — прекрасный рисовальщик. Он весь в поиске воплощения своего идеала равенства как гармонии духа. Мастер увлеченно трудится над эскизами фресок для клуба завода «Компрессор». По его работам выпускается серия открыток «У станка», барельеф А. М. Горького. С группой художников Д. Мирлас расписывает павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Дом Материнства. Он -участник многочисленных выставок, ездит в творческие командировки по Средней Азии, Турксибу. Пишет жанровые картины на производственные темы, лишенные как героического пафоса, так и натурализма. Много преподает: во ВХУТЕМАСе, ряде Домов культуры, ведет изостудии. Среди его учеников — будущий наместник Псково-Печерской лавры архимандрит Алипий (Воронов). Всегда и во всем поддержкой ему была семья, надежной опорой — любимая жена Евдокия Михайловна Ануфриева. Талантливый художник по тканям, выпускница ВХУТЕМАСа, ученица выдающихся мас¬теров И. И. Машкова, Н.М. Крымова, Н. Н. Соболева, А. В. Куприна, она обладала ярким колористическим даром и творческим темпераментом. Десять лет Е. М. Ануфриева создавала рисунки для тканей на комбинате «Красная Роза», участ¬вовала в первых выставках Асоциации художников революции. В декабре 1931 года она становится членом Российской ассоциации промышленных художников. Жизнь круто изменилась после ареста мужа 28 марта 1938 года. Евдокия Михайловна вынуждена пойти работать ткачихой. Ее произведения не допускаются на выставки. Однако она не опускает рук, поддерживает связь с мужем, надеясь на его возвращение. В 1939 году Е. М. Ануфриева вступает в секцию декоративно прикладного искусства МОСХ, в том же году участвует в большой экспозиционной и исследовательской работе по изучению фондов тканей в музеях СССР. Грузия, Прибалтика, Украина, Закарпатье, Поволжье… Дизайнерские разработки тканей Ануфриевой получают награды в Нью-Йорке и Париже. Но только после смерти Сталина и посмертной реабилитации мужа приходят довоенные, опоздавшие на 20 лет, награды.
Евдокия Ануфриева. Окно во двор Масловки. 1937 г.
Ксения Ануфриева-Мирлас. Васильки. 2012
Сын Давида Викторовича и Евдокии Михайловны Вячеслав (Вацлав) Ануфриев-Мирлас стал писателем и искусствоведом. Он с раннего детства развивал у своей дочери Ксении Ануфриевой-Мирлас умение «видеть», занимаясь с ней рисованием по собственной методике. Девизом этой системы были слова Р.Фалька: «Бесполезно учить подростка тому, что знают все, он знает то, о чем другие не ведают». Юная художница занимается книжной графикой, обращается к историческому жанру, портретной живописи, пишет архитектурные пейзажи, совершает творческие поездки в Европу. С 2000 по 2006 г.г. получает образование в Российской Академии живописи ваяния и зодчества, где когда-то учились ее дед и бабушка.
Ныне Ксения Вацлавовна Ануфриева-Мирлас – признанный мастер живописи и один из ярких представителей Московской школы ваяния. Её работы находятся в собраниях ведущих республиканских музеев России и за рубежом. Следуя традициям классического ваяния, она умело сочетает в своих работах истоки и новые веяния пластического искусства, одно из которых – явление декоративизма в современной русской скульптуре.
Использованы материалы:
Статья Т.С. Ануфриевой-Мирлас «Карандашом, резцом и кистью». Московский журнал, 2017 (6)
Статья И.А. Мирлас «Авторский метод в работе над историческими и литературными сюжетами в творчестве скульптора Ксении Ануфриевой-Мирлас». Журнал «Новое искусствознание». 2019 (S3)
Пресс-релиз ГМП https: //artinvestment.ru
*льготная цена на экскурсии для студентов, пенсионеров, школьников и детей, не достигших 7 лет, действует, если в составе группы превалирует количество участников данных категорий.