УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92 |
С творчеством импрессионистов Сергея Ивановича Щукина познакомил его родственник Фёдор Боткин, постоянно живший во Франции. В 1896 году он привел Щукина к владельцу парижского художественного салона Полю Дюран-Рюэлю. Среди первых приобретений были картины Уистлера, Пюви де Шаванна и Синьяка. Затем Щукин купил «Цветы в вазе» Сезанна. В 1897 году коллекция пополнилась картиной Клода Моне «Сирень». Это было первое произведение Моне в России. Оно произвело большое впечатление на многих москвичей. Вскоре Щукин приобрел еще 13 полотен этого мастера, в их числе «Полдень», «Вечер», «Стога», «Белые кувшинки», «Скалы», «Чайки», знаменитый «Завтрак на траве». По мнению Александра Бенуа «Завтрак на траве» «пожалуй, самое блестящее произведение Моне».
Чтобы оценить смелость коллекционера, нужно вспомнить такой факт: в 1891 году в Москве состоялась французская промышленная и художественная выставка, где экспонировались произведения Моне, Дега и других импрессионистов. В Москве, как и на родине художников, официальными кругами творчество импрессионистов оценивалось негативно и лишь единицы воспринимали новаторское непривычное искусство импрессионистов и постимпрессионистов .
Сергей Щукин тоже не все принимал в их творчестве сразу. Например, приобретя своего первого Гогена (одну из вещей таитянского цикла), он поместил картину в своем кабинете и долго привыкал к ней, рассматривая в одиночестве. Впоследствии еще 15 картин Гогена украсили одну из стен огромной столовой дворца Трубецких.
Отбирая картины для своего собрания, Щукин не прислушивался ни к мнению авторитетов, ни к восприятию широкой публики, доверяя лишь своему острому глазу и некоему внутреннему чутью. Говорили, что когда он ездит в Париж покупать картины, художники прячут свои наиболее удачные работы, так как Щукин непременно выбирает самые лучшие из них. А сам коллекционер сформулировал принцип выбора картин так: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, - покупай ее».
Начало нового века принесло в семью Сергея Щукина череду трагических событий. Самоубийство младшего сына, скоропостижная смерть любимой жены, трагический уход из жизни запутавшегося в долгах брата Ивана, и, наконец, самоубийство 21-летнего сына Григория. В ночь, когда скончалась Лидия Григорьевна, Щукин принял решение передать коллекцию в дар городу Москве. В 1908 году он составил завещание о передаче коллекции, но с условием, чтобы собрание хранилось и экспонировалось целиком. В противном случае коллекция должна была перейти наследникам Щукина. Таким образом, Сергей Иванович пытался уберечь свое детище от произвольного обращения и продажи картин поодиночке.
Именно тогда, в 1908 году, после пережитых страшных потерь, Сергей Иванович целиком ушел в свою коллекцию, видя в ней единственную отдушину, единственную отраду.
К этому времени в собрании С.И. Щукина насчитывалось 80 картин. В 1913 году их стало уже 222.
Весной 1912 года Сергей Иванович приобретает работы импрессионистов из коллекции брата Петра Ивановича Щукина. Среди них - знаменитая «Обнаженная» Ренуара.
Одной из наибольших привязанностей С.И. Щукина в искусстве становится Анри Матисс. Впервые работы этого мастера поразили его на Парижской выставке 1905 года, где они встретили полный афронт со стороны широкой публики. Щукин же пришел в восхищение. Он решил установить непосредственный контакт с художником и в 1906 году впервые побывал в его мастерской. С тех пор Сергей Иванович стал постоянным покупателем произведений художника. К 1914 году в щукинской коллекции насчитывалось 37 картин Матисса, не считая панно «Танец» и «Музыка», выполненных для декоративного оформления лестницы в особняке С.И. Щукина.
В 1908 году во время очередного пребывания Щукина в Париже, Матисс знакомит его с безвестным в то время молодым испанским художником Пабло Пикассо. Техника Пикассо стала для Сергея Ивановича полным потрясением. Он купил два полотна за очень высокую по тем временам цену. Щукин с первого взгляда оценил новаторский талант художника. Всего в его коллекции было более пятидесяти вещей Пикассо. Вместе с произведениями Матисса они составили впоследствии главную ценность этого собрания.
Следующим открытием, сделанным Щукиным для московских ценителей искусства, стали купленные в Париже полотна Анри Руссо, с творчеством которого связано появление термина «примитивизм».
Щукин являлся обладателем многих картин, признанных спустя годы шедеврами мировой живописи. В его коллекции, кроме упоминавшихся уже 16 полотен Гогена и 13 картин Моне, насчитывалось 8 холстов Сезанна, 5 – Дега, 4 – Ван Гога, 17 – Дерена, 9 – Марке, 7 – Руссо, по три вещи Ренуара, Ван Донгена, Вламинка и Уистлера, по две – Пюви де Шаванна, Писарро и Синьяка, по одной Тулуз-Лотрека, Родена и Сислея, а также произведения менее известных мастеров (всего 256 картин).
В отличие от подавляющего большинства коллекционеров С.И. Щукин не гнался за модой, за громкими именами. Он приобретал те вещи, которые, по его мнению, были отмечены печатью таланта и новаторского поиска. Щукин обладал редким даром, который Пушкин когда-то назвал «чутьем изящного». Мы можем лишь поражаться безошибочности этого чутья, потому что все его приобретения (за ничтожно малым исключением) не только с честью выдержали испытание временем, но и составили славу и гордость Музея имени Пушкина в Москве и Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Но Щукин не только сумел распознать, купить и привезти в Россию произведения западного искусства, которым сегодня нет цены. Огромная заслуга Сергея Ивановича состоит в том, что он был горячим пропагандистом этого искусства и, дав возможность близко, досконально познакомиться с ним талантливой, ищущей художественной молодежи России, способствовал развитию новых направлений, новых форм в отечественном искусстве.
Весной 1909 года двери дома №8 в Большом Знаменском переулке впервые распахнулись для тех, кто стремился познакомиться с собранием Щукина. С тех пор каждое воскресенье в 10 часов утра Сергей Иванович встречал посетителей в вестибюле своего особняка. Чуть ли не вся московская интеллигенция прошла через увешанные картинами залы. Большинство посетителей составляли художники, поэты, писатели, профессура, но главным образом – творческая молодежь, студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Для лучшего размещения коллекции ее хозяин поручил архитектору Кекушеву перестроить дом в Большом Знаменском переулке и пристроить к нему два флигеля.
Большим ударом для Щукина была обусловленная войной невозможность дальнейшего пополнения коллекции. Связи России с Европой оказались прерванными, Россия стояла на пороге глобальных перемен.
После февраля 1917 года Сергей Иванович Щукин стал членом Московского совета по делам искусств, куда входили художники, архитекторы, искусствоведы и коллекционеры. А в начале 1918 года было принято решение превратить дом Щукина в Большом Знаменском переулке в музей современного искусства и без промедления открыть его для широких народных масс (декрет о переходе коллекции в собственность государства был подписан В.И. Лениным позже, 10 декабря 1918 года).
Новая власть предложила С.И. Щукину стать хранителем музея и экскурсоводом. Ему было разрешено поселиться с оставшимися в Москве членами семьи в домике привратника при дворце Трубецких.
Не сумев адаптироваться к новому социальному строю, в начале августа 1918 года С.И. Щукин, через оккупированную немцами Украину выезжает в Германию, а в 1919 году перебирается во Францию. Суммы, с довоенных времен хранившиеся в западных банках для покупки картин, обеспечили ему возможность скромно доживать свой век в Париже. В его квартире продолжали собираться соотечественники. Здесь бывали Бенуа, Дягилев, Николай Рябушинский. Вдали от Родины С.И. Щукин полностью отошел от дел, хотя многие по-прежнему обращались к нему за советом или консультацией.
В конце 1920-х годов в связи с решением Советского правительства реализовать за границей некоторые художественные ценности начались процессы о собственности на эти предметы искусства. Ходили слухи, что Щукин собирается судебным порядком вызволить свои коллекции. На эти слухи С.И. Щукин ответил: «…Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, моя коллекция должна оставаться там».
Сергей Иванович Щукин скончался в восьмидесятичетырехлетнем возрасте в 1936 году и был похоронен в Париже.
Сегодня коллекция, созданная С.И. Щукиным менее чем за 20 лет, оценивается от $ 5 до $ 10 млрд.