УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92 |
«…Мы вовсе не тени безмолвные.
Мы ветер и крик журавлей.
Погибшие в небе за Родину
Становятся небом над ней...»
Елена Камбурова
Их было очень много – женщин, беззаветно любивших Родину и готовых отдать за нее жизнь. Они стали примером бесстрашия и героизма. По статистике до миллиона женщин стали летчицами, танкистами, зенитчицами, пулеметчицами, разведчицами, снайперами, связистками, медсестрами и санинструкторами… Женщины-воины с честью выполнили свой долг во всех родах войск. Около 150 тысяч из них были награждены за время войны орденами и медалями, 95-ти было присвоено звание «Герой Советского Союза».
В данной публикации мы хотим рассказать историю одного авиационного полка в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны. Это был 588-й женский ночной легкобомбардировочный авиационный полк (с февраля 1943 года – 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознаменный и ордена Суворова полк).
Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года. Руководила формированием Марина Раскова - советская лётчица-штурман, майор Военно-Воздушных Сил РККА, одна из первых женщин, удостоенная звания «Герой Советского Союза». Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, лётчица с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Красавиц–летчиц фашисты прозвали «Ночными ведьмами». Наши же солдаты ласково называли девушек «Дунькин полк», по имени его командира Евдокии Бершанской.
Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков. Формирование, обучение и слаживание полков проводилось в городе Энгельсе Саратовской области. Два первых полка – 586-й и 587-й - были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике «По-2», был исключительно женским. На всех должностях - механики, лётчики, санитарки, наземный состав, ремонтные бригады - находились только девушки. Средний возраст «летающих ведьм» составлял всего 22 года. 23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек — большинство в возрасте от 17 до 22 лет.
На вооружении полк имел бипланы Поликарпова, или «По-2». В 1927году этот самолет задумывался как машина для обучения летчиков, но во время войны его стали применять как легкий ночной бомбардировщик, при этом нанося противнику ощутимый урон. В начале войны в полку насчитывалось всего 20 машин, затем число увеличилось до 45 самолётов.
Летчицы воевали только по ночам. Причем, за одну ночь совершали по нескольку вылетов, наводя ужас на позиции врага. Максимальная скорость бомбардировщика составляла 120 км/час, что делало По-2 уязвимым даже для пистолетного выстрела. Самолёт был лишён всякой защиты, зато мог вместить около 200 кг бомб за раз. Девушки не имели на борту парашютов, являясь буквально смертницами. В случае попадания снаряда в самолет им оставалось только героически погибнуть. Места, отведенные по технологии под парашюты, летчицы загружали бомбами. Еще 20 кг вооружения было серьезным подспорьем в бою. До 1944 года эти учебные самолеты не были оснащены пулеметами. Управлять ими мог как пилот, так и штурман, поэтому если первый погибал, его напарник мог привести боевую машину на аэродром. Девушки делали за ночь по 8-9 вылетов, а зимой, когда ночи становились длиннее, до 18 вылетов. Многих «ведьм» после такой ночи прямо из кабин уносили на руках в казарму.
Фанерный бомбардировщик «По-2» можно было бы назвать самолетом-невидимкой. Ночью вражеские радары не могли засечь его на низкой высоте и бреющем полете, а немецкие истребители боялись слишком близко прижиматься к земле. И часто именно это спасало жизни летчицам. Вот почему девушки из полка ночных бомбардировщиков получили такое зловещее прозвище — «ночные ведьмы». Зато если «По-2» попадал в луч прожектора, сбить его не составляло труда.
По далеко неполным данным, женский полк ночных бомбардировщиков уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных эшелонов, 2 железнодорожные станции, 46 складов с боеприпасами и горючим, 12 цистерн с горючим, 1 самолет, 2 баржи, 76 автомашин, 86 огневых точек, 11 прожекторов. В стане врага было вызвано 811 пожаров, 1092 взрыва большой силы. Нашим окруженным войскам летчицы сбросили 155 мешков с боеприпасами и продовольствием. Самолеты полка находились в боевых полетах 28 676 часов, совершив в ходе боевых действий 23 672 вылета. Из них:
«Конечно, девчонки оставались девчонками: возили в самолетах котят, танцевали в нелетную погоду на аэродроме, прямо в комбинезонах и унтах, вышивали на портянках незабудки, распуская для этого голубые трикотажные кальсоны, и горько плакали, если их отстраняли от полетов» (по воспоминаниям командира 4-й эскадрильи Марины Чечневой). Был у девушек и свой шутливый «кодекс чести»:
«Гордись, ты женщина! Смотри на мужчин свысока!
Не отбивай жениха у ближней!
Не завидуй другу (особенно, если он в наряде)!
Не стригись. Храни женственность!
Не топчи сапоги. Новых не дадут!
Люби строевую!
Не выливай раку, отдай товарищу!
Не сквернословь!
Не теряйся!»
Летчицы в воспоминаниях описывают свою мешковатую форму и огромные сапоги. Форму по размеру для них пошили не сразу. Потом появилось два вида формы – повседневная с брюками и парадная с юбкой. На задания, конечно, вылетали в брюках, форма с юбкой была предназначена для торжественных встреч командования. Конечно, девушки мечтали о платьях и туфлях. Но далеко не всем девчатам удалось дожить до Победы. Многие красавицы заживо сгорели в своих промасленных машинах на глазах у своих подруг. Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов.
Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.