УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92 |
«Родина-мать зовет!» - знаменитый плакат времен Великой Отечественной войны. Он был создан в конце июля 1941 года, а уже через месяц, напечатанный огромным тиражом, расклеивался во всех местах скопления народа и стал одним из самых распространенных образов советской военной пропаганды.
Об объявлении войны было передано по всем радиоканалам государства, так что каждый житель страны слышал об этой ужасной новости. Не стал исключением и художник Ираклий Тоидзе, будущий создатель этого шедевра. Как он признался со временем, идея о том, как будет выглядеть плакат, посетила его совершенно случайно.
22 июня 1941 года Ираклий Моисеевич работал в своей мастерской над репродукцией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась, и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» - только и вырвалось у нее. Поражённый Тоидзе, увидев весь ужас и спокойную решимость на лице своей женщины, немедленно попросил её замереть на месте.
Как вспоминает сын художника Александр Тоидзе: «Мама стояла у окна и позировала. У нее то и дело затекала поднятая вверх рука. Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Отец никогда еще не видел маму в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». К утру плакат был готов. Через пять дней он уже вышел из типографии. Только первый тираж составил более миллиона экземпляров. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорого ему лица…»
Образ Родины-матери во многом обобщенный, собирательный. Внимание на плакате фокусируется на тексте присяги, которую Родина-мать держит в руке, и принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт для борьбы с немецкими оккупантами. Множество штыков за спиной женщины символизирует мощь всего народа, вставшего на защиту родной земли. Плакат возымел свою силу: для огромного числа призывников он стал дополнительным стимулом, и они старались как можно быстрее записаться в добровольцы для отправки на фронт.
Известны случаи, когда, при отступлении, вынужденно оставляя населенный пункт, наши солдаты напоследок срывали плакаты с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастерок – рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами.
Агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.
По воспоминаниям Александра Тоидзе: «отец очень любил поэзию Андрея Белого и даже подчеркнул карандашом в томике стихов строки: «Позволь же, о, Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, раздолье твое прорыдать». Подчеркнул – значит, запали в душу. Запали – значит, рано или поздно должны были прорасти чем-нибудь: настроением, озарением, вдохновением. И проросли же!». После войны художник Ираклий Тоидзе для различных музеев СССР сделал еще десять авторских повторений плаката, оригинал же хранится в Государственной Третьяковской галерее.
По материалам из открытых источников