Тверская земля всегда была богата талантами, она подарила России и миру немало дарований. Творчество тверских художников XVIII первой половины XIX столетий вписало в историю русского искусства яркую страницу. Любопытно, что лидером по числу живописцев и иконописцев на тверской земле в XVIII веке был отнюдь не губернский город. Так, в книге «Генеральное соображение по Тверской губернии за 1783 и 1784 годы» по этому разряду числилось в Твери – 11 иконописцев, в Вышнем Волочке – 3, в Ржеве – 2, в Кашине –1, в Осташкове же значится 42 живописца. Здесь взращивались целые династии живописцев – Алексеевы, Дрызгаловы, Глазухины, Конягины, Митины, Колокольниковы, Верзины, Уткины и другие.
Тверской архиерейский дом немало содействовал формированию корпуса местных живописцев. Принадлежавшие ему крепостные художники были востребованы не только на тверской земле, но и в Ростове, Новгороде, Москве и Петербурге. Из этой среды вышел художник из крепостных и будущий академик Е.Д. Камеженков (1760 (1757) –1818 (1819), чья биография может служить примером трудолюбия, целеустремленности и умения строить свою судьбу так, чтобы, родившись крепостным, закончить жизненный путь вольным, владельцем деревни и относиться к дворянскому сословию. Камеженков мало изученный мастер отечественной живописи XVIII века. Имя этого художника очень редко встречается даже в специализированной литературе, возможно, из-за небольшого количества произведений автора дошедших до нашего времени. Возможно, потому что был отнесен к такому разряду, как «художник второго ряда», «второстепенный мастер», «малый портретист», «малый мастер».
Еще в дореволюционный период А.Н.Бенуа в своей книге «Русская школа живописи» писал о том, что «совершенно обижены судьбой Митропольский и Камеженков», имея в виду, малое количество сохранившихся работ у авторов. И хотя он критикует работу Камеженкова портрет «зверописца» Гроота, сравнивая с Левицким, все же считает, что «произведение вполне европейского уровня».
Судьба, несомненно, талантливого художника Ермолая Дементьевича Камеженкова полна интересных поворотов и фактов, даже в соответствии с немногочисленными сведениями о его жизни.
Камеженков (в некоторых источниках Комяженков) Ермолай Дементьевич родился 1760(1757) в Твери в семье крепостных крестьян ни в одном поколении, принадлежавших Тверскому архиерейскому дому. Точная дата его рождения не известна. По одним данным он родился в 1760 году, по другим сведениям его годом рождения считают 1757 год. Некоторые исследователи считают, что, скорее всего датой его рождения следует считать 1757 год, а в 1760 году была сделана запись в церковной книге, которая является датой его крещения.
Сын служителя вотчины Тверского архиерейского дома. В шестилетнем возрасте у него умирает отец, и мальчика определяют конюхом в архиерейский дом. Камеженков рано проявил интерес к рисованию. С двенадцати лет Камеженков начинает обучение у иконописца архиерейского двора Дмитрия Крыжова (1772—1777), у которого он проучился около 5-ти лет иконописному мастерству при монастыре. В то время крестьян обязывали отдавать детей в обучение при монастырях, неповиновение каралось штрафами. Благодаря успехам в живописном искусстве Камеженкову удается добиться разрешения у тверского архиерея уехать в Петербург для дальнейшего обучения. Ермолай работает дворником при тверском архиерейском подворье, параллельно учиться мастерству на протяжении трех лет. Известно, что в 1778 году он начал курс обучения в мастерской профессора Академии Г.И.Козлова, в школе Г.И.Козлова, в которой молодой Камеженков пробыл около трех лет.
Козлов Гавриил Игнатьевич 1738(?), Москва - 1791,Санкт-Петербург - Исторический живописец, рисовальщик; педагог. Исполнял декорации для придворного театра, делал рисунки для патентов и дипломов ИАХ, для Устава о воспитании благородных девиц, для орденских сервизов; работал над эскизами плафонов проектировавшегося В. И. Баженовым Кремлевского дворца в Москве. Преподавал в ИАХ и собственной школе. Ученики его, в большинстве своем крепостные крестьяне, доступ которым в Академию художеств был закрыт, проходили полный курс обучения в его школе по программе Академии.
С работами Камеженкова в этот период познакомилась Екатерина II, по поручению которой художник сделал вначале 1780 гг. несколько копий картин из Эрмитажа. Видимо, выполненные работы понравилось императрице, потому что в 1785 году вышел указ об освобождении Е.Д. Камеженкова от крепостной зависимости. К этому времени имя живописца было широко известно в Петербурге - он исполнял качественные портреты, в которых отмечали некоторое влияние Д.Г. Левицкого.
После получения вольной происходят серьезные перемены в жизни художника: Ермолай Дементьевич Камеженков поступает на военную службу (1791—1793) и выходит в отставку в чине капитана, утверждается в звании академика по разделу «живопись портретов», звание академика было присвоено (1794) за «Портрет почётного вольного общника Академии художеств И.Ф. Грота». В списке чинов Академии (ИАХ) за 1795 наименован "от армии капитаном". Это дает ему право войти в дворянское сословие.