![]() | УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92 |
Творчество Николая Ивановича Уткина, выдающегося мастера русской классической гравюры первой половины XIX века, - замечательная страница в истории отечественной культуры. В истории графического искусства особенно значительна созданная Уткиным портретная галерея современников, которая является не только прекрасным достижением резцовой техники, но и свидетельством развития русского камерного портрета. Педагогическая, музейная и общественная деятельность Уткина в Петербурге, длившаяся почти полстолетия, способствовала развитию передовой художественной школы. Тесная связь гравера в молодости с деятелями декабристского движения, с прогрессивными представителями русской культуры делает его фигуру очень значительной в истории русского просветительства первой половины XIX века.
Николай Иванович Уткин родился 8 мая 1780 года в Твери, в доме вице-губернатора, екатерининского вельможе и сенатора Никиты Артамоновича Муравьева. Будущий гравер был внебрачным сыном молодого Михаила Никитича Муравьева – впоследствии знаменитого писателя и общественного деятеля – и дворовой женщины его отца. Когда мать будущего знаменитого гравера забеременела, барин выдал ее замуж за своего камердинера и управляющего Ивана Степановича Уткина, который был вдовцом и имел дочь Пелагею, крестившую своего сводного брата. Вскоре Уткины переехали в Петербург, и вся семья 16 июля 1785 года получила вольную.
В пятилетнем возрасте Уткина отдали в Воспитательное училище Академии художеств. Сводные братья Федор Иванович и Петр Иванович Уткины, родившиеся от И.С.Уткина, тоже попали в Академию и оба стали архитекторами.
Ученические годы Н.И.Уткина приходятся на конец XVIII века. Сам Уткин в числе лучших учеников окончил гравировальный класс Воспитательного училища, получил «аттестат со шпагою» и был оставлен при Академии художеств еще на три года для конкурсной работы на 1-ю золотую медаль, которую он и получил за исполнение гравюры «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» по картине А.Р.Менгса.
Уткин находился в Академии в период преподавания там таких замечательных профессоров, как П.И.Соколов, С.С.Щукин, Г.И.Угрюмов, С.Ф м Ф.Ф.Щедрины. Гравированию Уткин учился у знаменитого тогда Игнатия Себастиана Клаубера, члена Парижской академии художеств, двадцать лет преподававшего в России, воспитавшего целое поколение первоклассных русских художников. В ученические годы Уткиным было исполнено 93 гравюры (в том числе много мелких виньеток и художественных бланков), плодотворно работали и другие ученики класса, который при Клаубере (1796-1817) занял ведущее место в Академии. Этому способствовало и то обстоятельство, что к концу XVIII века остро ощущалась потребность в опытных высококвалифицированных мастерах. Гравюра была единственным средством репродуцирования художественных произведений, единственным способом иллюстрирования и украшения книг по различным отраслям знаний. Интересными работами ученического периода являются два портрета современников. Первый из них Матвея Десницкого – видного масона, друга Н.И.Новикова, В.Л.Боровиковского, впоследствии СПб митрополита Михаила. Второй портрет Никиты Артамоновича Муравьева (деда декабристов Муравьевых и самого Уткина).
Завершала академические годы большая гравюра с картины Рафаэля Менгса "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне", аттестованная 1-ой золотой медалью. Золотая медаль академии за программную работу давала право на пенсионерскую поездку за границу. Уткин был направлен в Париж в мастерскую известного гравера Ш.Бервика. В Париже Уткин поселился в доме Анны Семеновны Муравьевой-Апостол, жены русского посла в Испании И.М.Муравьева-Апостола. Анна Семеновна была просвещенной и образованной женщиной, переводчицей. (Она перевела сочинение «Урок матерям» с французского языка, пользовавшееся в то время известностью). Анна Семеновна переехала из Мадрида в Париж, чтобы поместить своих сыновей - будущих декабристов Матвея и Сергея - в парижский пансион Хикса – дать самое передовое европейское образование, которое потом привело их в масонские ложи – и старшего – Матвея – на каторгу в Сибирь, а младшего на эшафот.
Уткин был сводным троюродным братом Матвея и Сергея, они восторгались его происхождением из простого крепостного сословия, талантом и успехами. Уткин дружил с братьями и впоследствии тоже стал членом нескольких масонских лож. Он наладил хорошие отношения с русскими послами в Париже – графом П.А.Толстым и сменившим его князем А.Б.Куракиным, крупным деятелем русского масонства, а также известным меценатом, секретарем посольства князем Г.И.Гагариным. Особенно расположен к нему был князь Г.И. Гагарин, известный меценат и дипломат, часто доставлявший выгодные заказы. Для самого Г.И.Гагарина Уткин в разное время произвел много мелочей, в том числе фамильный герб.
Михаил Никитич Муравьев – отец Уткина. Императрица Екатерина II пригласила его в качестве воспитателя к своим внукам – великим князьям Александру и Константину Павловичам, которым он преподавал «русскую историю и словесность, и нравственную философию». После восшествия на престол императора Александра I Муравьев был товарищем министра народного просвещения, попечителем Московского университета, членом нескольких масонских лож, дослужился до генерал-майора, стал тайным советником и сенатором. Писал стихи, басни, оды. Сотрудничал с Н.М.Карамзиным, издавал журнал «Московские Ученые Ведомости». Женился на баронессе Е.Ф.Колокольцевой. Законные сыновья их – Никита (упоминаемый А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин») и Александр после неудачной попытки государственного переворота 1825 года были осуждены на двадцать лет каторги в Сибирь.
Князь Гагарин помогал Уткину получать выгодные заказы, что позволяло ему хорошо зарабатывать, так как прожить в Париже на одну пенсию Академии художеств было трудно. Послы П.А. Толстой и сменивший его А.Б.Куракин содействовали Уткину в хлопотах о продлении срока пребывания в Париже. В результате Академия оплатила Уткину дополнительно к обычным трем годам пенсионерства еще один год, а потом разрешила оставаться во Франции без содержания, и Уткин жил на ежегодное пособие, которое выделял ему князь А.Б.Куракин. Уткин обучал рисованию сына князя и «вообще был человеком близким к князю», гравировал портрет А.Б.Куракина. А. Б. Куракин, с неизменной благосклонностью относился к Уткину. Портрет Куракина, исполненный с оригинала Ж. — Б. Реньо, стал одним из шедевров мастера.В Париже Уткин прославился исполнением гравюры с картины Доминикино «Эней, спасающий своего отца Анхиза из горящей Трои», созданной в связи с изданием серии гравюр с лучших картин Музея Наполеона. Сам Наполеон на выставке обратил внимание на гравюру Уткина и выразил восхищение мастерством русского гравера. Парижская академия искусств удостоила Уткина за эту работу золотой медали, а Петербургская академия художеств произвела в звание «назначенного в академики» (1810г.). Императору Александру I рассказали о похвале Наполеона, и он пожаловал Уткину бриллиантовый перстень.
Парижский период занимает большое место в жизни и творчестве Уткина, пребывание во Франции длилось более десяти лет. Когда началась Отечественная война 1812 года, Уткин не успел покинуть Париж. Сначала он считался «напоруках» у знаменитого Шарля Бервика. Мастерская Бервика находилась в Лувре. Помимо гравирования у Бервика, Уткин продолжал посещать Парижскую Академию живописи и скульптуры, где занимался рисунком и слушал лекции профессора Ж.-П.Сальважа. Потом, после разгрома Наполеона в России, его арестовали и отправили в замок Оссонь в Бургундии. После взятия русскими войсками Парижа, Уткина освободили. Он в технике сепии исполнил портрет императора Александра I и получил возможность вместе с его свитой посетить Лондон, где познакомился с новомодным тогда способом литографирования и создал литографию «Портрет князя Д.П.Пожарского».
В Петербург Уткин вернулся в 1814 году. Первое время он жил в доме сводных братьев Муравьевых-Апостолов, пока не получил казенную квартиру в здании Академии художеств. Уткин состоял в нескольких масонских ложах, но в подготовке попытки декабрьского антигосударственного переворота 1825 года участия не принимал и связанные с ним события не отразились на его судьбе. По возвращении в Петербург круг знакомых Уткина составили его сводные братья Муравьевы, - будущие декабристы Александр и Никита, их кузен - поэт К.Н. Батюшков, их друзья - П.Я.Чаадаев, братья А.И. и Н.И.Тургеневы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, И.А.Якушкин, М.С.Лунин, В.А.Жуковский, П.А.Вяземский. Другим важным кружком, оказавшим большое влияние на формирование его уже не общественных, а эстетических взглядов, был дом президента Академии художеств, образованного и доброжелательного Алексея Николаевича Оленина, где "предметы литературы и искусства занимали и оживляли разговор..." Многочисленные работы Уткина в области книжной графики: его виньетки, иллюстрации, титульные листы, вызывавшие восхищение современников,- создавались отчасти и под влиянием его дружеской близости ко многим писателям.
Но петербургский период творчества Уткина - это прежде всего его портреты. Он создал обширную портретную галерею своих современников - писателей, актеров, деятелей культуры.
В 1816 году Уткин получил звание профессора Академии художеств и после смерти своего первого учителя И.С.Клауберга в 1817 году был назначен руководителем гравировального класса академии.
Работа в Эрмитаже, где в течение сорока трех лет он был хранителем Кабинета эстампов, также занимали немалое место в жизни гравера. Уткин с присущей ему добросовестностью занимался собиранием, систематизацией и каталогизацией эрмитажной коллекции гравюр, но помимо этого осуществлял также и то, что сейчас назвали бы культурным обменом. В России не было, пожалуй, другого художника, чья связь с европейскими коллегами была бы столь тесной. Участие в парижских выставках, многолетняя переписка и пересылка гравюр - собственных и своих учеников - позволяли знакомить французские, английские, немецкие и итальянские собрания с русской гравировальной школой, а в ответ получать последние работы заграничных друзей Уткина.
В 1818 году Уткина избрали советником Академии художеств. Он получил звание профессора и придворного гравера и еще один бриллиантовый перстень от императора Александра I, а перед этим в 1817 году его сделали хранителем эстампов Эрмитажа и хранителем музея Академии художеств. Позже Уткин был избран членом Стокгольмской (Шведской королевской) академии художеств и членом Антверпенской и Дрезденской академий. Уткин поддерживал связь со многими знаменитыми европейскими граверами, несколько раз ездил за границу. Работы Уткина выставлялись на выставках в Париже.
В 1860 году Уткин уволился от службы с пенсионом полного оклада жалованья и предоставлением ему титула почетного хранителя эстампов Эрмитажа. Позже он получил звание статского советника – чин пятого класса Табеля о рангах, – дававшее право на потомственное дворянство.
Преподавательской деятельностью Уткин занимался до конца своих дней. Самые известные его ученики – граверы Е.И.Гейтман и Ф.И.Иордан. Часть своей уникальной коллекции гравер Уткин завещал Эрмитажу и Московскому училищу живописи и ваяния. Гравюры Уткина пользовались огромным успехом. Оттиски с его гравюр продавались необычно большими для того времени тиражами.
Уткин обладал талантом художника-портретиста (он написал акварельные портреты поэта К.Н.Батюшкова, своих сводных братьев Муравьевых-Апостолов, их друзей). Гравюры Уткина не просто копии с портретов того или иного художника. Это авторские варианты этих портретов в стиле гравюры. Именно по изображениям, созданным Уткиным, современники и их потомки представляли себе внешний облик А.В.Суворова, Н.М.Карамзина, А.А.Аракчеева, А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, А.С.Шишкова, Г.Р.Державина, М.В.Ломоносова.