УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92 |
«Ступайте писать - ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают - хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное - чувствуйте», - говорил художник А.Г.Саврасов своим ученикам.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897) - русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, был членом правления, автор знаменитого пейзажа «Грачи прилетели», ставший символом русской живописи. Академик Императорской Академии художеств. Он воспитал плеяду великих русских живописцев, в том числе И.Левитана, М.Нестеров, К.Коровина, Л.Каменева.
Алексей Саврасов родился 24 мая в Москве в семье купца 3-й гильдии Кондратия Саврасова. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, однако мальчик проявил талант к искусству. Уже к двенадцати годам Алексей с легкостью исполняет большие рисунки гуашью, которые с успехом за копейки продает торговцам на Никольской и у Ильинских ворот.
В 1844 году четырнадцатилетний Алексей поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Ивановича Рабуса. Во время обучения, в 1950 году написал картину «Вид Московского Кремля при луне» и был удостоен звания внеклассного художника. Но известность получил за работу «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». Пейзаж романтический. Налицо все атрибуты «возвышенного» стиля первой половины XIX века.
Художник А.Г.Горавский писал Третьякову: «…Забыл Вас я поздравить с приобретением Саврасовского пейзажа, из всех его произведений я лучше этой вещи не видал: к тому же приятно иметь такую вещь, за которую дано звание академика».
У Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву. В Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы.
В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году был написан «Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей Саврасова.
Вернувшись в Россию, Саврасов с кистью в руках и мольбертом подмышкой, исходил пешком все Подмосковье. Он пишет русский пейзаж по-новому, показывает действительность такой, какая она есть. Дорога кривая и с живописной грязью, тяжелое осенней небо, серый весенний снег, низкие крестьянские дома и бескрайние русские равнины, уходящие в горизонт, вот новый русский пейзаж. Художник говорил: «Нет у России своего выразителя. Стыдимся мы еще родины…, Моя бабушка перед смертью сказала: Учись так писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты… Озера, заросшие осинником, мокрые поля и косые избы, перелески да низенькое небо – слепые мы, чтобы не радоваться этому свету…».
В 1858г. году Алексей Кондратьевич становится академиком, в этом же году возглавляет пейзажную мастерскую художественного училища. Написал вместе с В.В.Пукиревым новый учебник рисования и ввел в него главу по изображению русских изб и деревень со своими пейзажами. Пейзажист дружил с известным художником Василием Перовым. Искусствоведы считают, что именно Саврасов писал пейзаж в «Охотниках на привале» и «Птицелове» Перова, а тот помог другу в изображении бурлаков на картине «Волга под Юрьевцем».
Алексей Саврасов был один из самых востребованных художников. Однако его главная работа еще впереди. В 1870 году художник получает от Третьякова заказ на серию картин зимней Волги. Семья Саврасова переезжает из Москвы на берег великой реки, в старинное купеческое село Молвитино, что в Костромской области. Здесь Алексей Кондратьевич сделал набросок своей самой известной работы «Грачи прилетели».
В 1871 году картина была готова, и она приковала к себе внимание всех посетителей передвижной выставки русских художников. Глядя на «грачей» Саврасова, создается впечатление устремленности ввысь, достигаемое благодаря шатровой колокольне древнего храма и тонким, но тянущимся вверх березкам. «Грачи прилетели» стала откровением для современников Саврасова и принесла художнику настоящую славу.
А. Бенуа писал:
«В 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения!». Он же: «Грачи прилетели» - чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского!».
В 1871-1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873-1878 - в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал: в Сокольниках, Филях, Кунцеве, Мазилове, Строгине, Братцеве; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: «Грачи прилетели», 1871, «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» 1871, «Разлив Волги под Ярославлем» 1871 и «Радуга» 1875, «Просёлок» 1873, «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874). Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках - венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.
В конце 80-х годов – расцвет русского лирического пейзажа. Картина Саврасова «Грачи прилетели» послужила путеводной звездой не одному из художников.
Алексей Кондратьевич работал над «грачами» в сложных жизненных условиях и его личная скорбь отобразилась на полотнах, в которых есть надрыв и ощущение печали. Одна за другой умирают четыре дочери Саврасова. Ни одна из девочек не дожила до совершеннолетия, а внутреннее состояние художника отобразилось в картине «Могила на Волге».
Последней работой показанной публике, на передвижной выставке, стала «Рожь».
После нее в жизни художника наступает окончательный разлад, из которого он уже не выйдет. От Саврасова уходит жена, и он начинает сильно пить. Из-за прогулов и постоянных запоев Алексея Кондратьевича увольняют из Московского училища живописи и выселяют из казенной квартиры. Последующие годы он скитается по углам и ночует в ночлежках самого криминального на то время района Москвы – Хитровке. На склоне лет академик живописи зарабатывал рисованием небольших этюдов, которые продавал на московских улицах по два рубля за штуку. Большую часть денег в этот же день он пропивал. Известный московский журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что Саврасов месяцами мог жить у своего друга художника Сергея Грибкова: В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в грибковской мастерской в рубище. Ученики радостно встречали знаменитого художника и вели его прямо в кабинет к С. И. Грибкову. Друзья обнимались, а потом А. К. Саврасова отправляли с кем-нибудь из учеников в баню к Крымскому мосту, откуда он возвращался подстриженный, одетый в белье и платье Грибкова, и начиналось вытрезвление… Живет месяц, другой, а потом опять исчезает, ютится по притонам, рисуя в трактирах, по заказам буфетчиков, за водку и еду».
А.К. Саврасову помогали друзья и меценаты, но эта помощь была иллюзорной, без права на выживание. Да и сам художник уже был слаб, морально и физически, чтобы перебороть состояние затянувшихся трудностей и творческого упадка. Гениальный и прославленный некогда русский художник, еще при жизни ушел из мира художественных интересов его современности. А.К.Саврасов умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен он был на Ваганьковском кладбище.
В последние годы жизни Саврасов, прекрасный рисовальщик, особенно много и успешно работал в графике. В 1894 году при содействии близких ему людей был издан альбом рисунков, приуроченный к пятидесятилетию творческой жизни художника. Графические работы этого периода отличают особая, необычная, опережающая время раскованность и смелость использования самых различных выразительных средств, обращение к новым для художника техникам.
Любимый ученик А.К.Саврасова, Исаак Левитан, так откликнулся на смерть учителя: «Начиная только с Саврасова, появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <…> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». Мастера, сумевшего отражать малейшие нюансы состояний природы.
В Тверской областной картинной галерее находится две работы художника: «Фили. Кутузовская изба до пожара» 1860 - е годы и этюд к картине «Степь».
Наследие Саврасова ценно и близко. Для нас сегодня Алексей Кондратьевич Саврасов - художник не одной, а многих и многих прекрасных картин. Его «Вид на Кремль в ненастную погоду», «Пейзаж с рекой и рыбаком», «Лунная ночь», «Проселок», «Могила на Волге», «На Волге», «Иней», «Ветлы у пруда», «Разлив Волги» и другие стоят рядом с прославленным пейзажем «Грачи прилетели». Имя Саврасова обозначает не только некую ступень в развитии русской пейзажной живописи, оно должно почитаться как имя создателя выдающихся произведений, отразивших многие не раскрытые до него в живописи черты, присущие русской природе, как имя основоположника русского пейзажного искусства второй половины XIX века, утвердившего в этом искусстве глубокое гуманистическое содержание.