УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92 |
31 мая в 1862 года родился Михаил Васильевич Нестеров - русский и советский художник-живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Государственной премии.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Перова, А. Саврасова и И. Прянишникова, входил в Товарищество передвижных выставок.
На рубеже XIX-XX веков художник увлекается религиозной тематикой, в которой его привлекали духовность, согласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Лучшие произведения этого цикла – «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Под благовест», «Великий постриг» и др. За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых Сергию Радонежскому.
Занимался он и церковными росписями. В 1890 году В. Васнецов, возглавлявший работы по оформлению Владимирского собора в Киеве, поручает Нестерову исполнить запрестольный образ собора «Рождество Христово». После этого следует заказ на мозаики для храма Спаса на крови в Петербурге, на росписи Марфо-Мариинской обители в Москве и храма Александра Невского в Абастумане (здесь Нестеров выполняет большинство работ и руководит оформлением: в ГРМ хранится более 50 эскизов орнаментов).
После революции 1917 года художник перестает писать символические картины, проникнутые богоискательством, и переходит на портреты. В 1941 за портрет физиолога Павлова М.Нестерову была присуждена Сталинская премия первой степени, а через год, в честь 80-летнего юбилея Нестеров был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и награжден орденом Трудового Красного Знамени.
30 мая в 1846 году родился Петер Карл Густавович Фаберже - известный ювелир, российский немец по происхождению, глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Является создателем знаменитых изделий – яиц Фаберже, которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира.
Первый успех пришел к Фаберже в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в столице России, где представленные Фаберже образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль.
Фирма Фаберже славилась в Европе. Многие родственники императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия ювелира в подарок. В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.
Знаменитая коллекция пасхальных яиц Фаберже была создана им по императорскому заказу и составляла в общей сложности 54 пасхальных яйца. Сегодня с достоверностью известно, что до нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу; сохранилась фотография еще одного; еще 5 известны по описаниям. Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работы над которыми велись в 1917 году.
После Октябрьской революции фирма и имущество семьи Фаберже было конфисковано и разграблено.
В 2004 году, благодаря покупке российского бизнесмена Виктора Вексельберга, коллекция Форбса (пасхальные яйца Фаберже), приобретенная за 100 миллионов долларов, вернулась на Родину.
29 мая в 1910 году родился Александр Иванович Лактионов - русский советский живописец и график. Народный художник РСФСР, академик АХ СССР, Лауреат Государственной премии.
Выходец из семьи заводского кузнеца и прачки-надомницы, Александр в 19 лет освоил ремесло каменщика, работал чертёжником. Учился в Ленинградской Академии художеств у И.И. Бродского, затем в аспирантуре этой академии у И.Э. Грабаря. Следуя девизу Бродского «Ближе к натуре!», он не только осваивал приёмы современной ему живописи, но и специально изучал технику письма старых мастеров.
Известен главным образом как жанрист и портретист, хотя в наследии художника присутствуют выполненные на высоком уровне пейзажи и натюрморты.
Заслуженной популярностью пользуется его написанная в 1947 году картина «Письмо с фронта», мастерски передающая цветовые и светотеневые свойства натурных планов, их переходы, а также настроение персонажей. Спустя время, именно за это полотно, художник получил самую высокую награду того времени — Сталинскую премию первой степени. Кстати, с этого полотна художник впоследствии написал шесть авторских копий.
За свою творческую карьеру немало написал автопортретов. Их всех объединяло одно: на них был изображен человек без улыбки. Его современники также отмечали такую характерную черту в облике художника, как-то мрачно смотрящего исподлобья ни то на собеседника, ни то в внутрь себя.
28 мая в 1740 году родился Федот Иванович Шубин - наиболее значительный русский скульптор-портретист XVIII века, представитель классицизма.
Являлся мастером-косторезом холмогорской резной кости.
Зимой 1759 года Федот по примеру своего великого земляка отправился с рыбным обозом в столицу. Два года юноша резал табакерки, веера, гребни, безделушки, которые охотно покупали в Петербурге.
В 1761 году, покровительствуемый Ломоносовым и первым попечителем Академии художеств Шуваловым, Федот Шубной был внесен в списки учеников под именем Федота Шубина.
В 1774 году Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его Шубину за портретный бюст императрицы. Такое исключение стало возможным потому, что было известно о благоволении к скульптору и придворной знати, и самой Екатерины II.
Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к стилю классицизм. Мастер создал много портретов, при этом работал быстро: не менее одного в месяц. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы.
27 мая в 1877 году родилась Айседора Дункан - американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца, легендарная женщина.
В ней были воплощены все те идеальные качества, которыми должны владеть все представительницы слабого пола. Она была популярной танцовщицей и супругой великого русского поэта Сергея Есенина.
Айседору называли гениальной женщиной, ее сравнивали с родоначальниками новых стилей и эпох в танце. Большинство критиков считали, что Дункан перевернула и повседневность, и танец. В своих танцах она использовала классические музыкальные мотивы. При помощи танцев Дункан иллюстрировала нетленные произведения П. Чайковского и Л. Бетховена. Она магически воздействовала на зрителей. Вместо специального балетного костюма она выходила на сцену и грациозно танцевала в хитоне и непременно босиком.
Свои танцевальные выступления Айседора начала со светских раутов, на которых ее, исполнявшую танец босиком, всегда воспринимали как экзотическую диковину.
В Россию Айседора приехала в 1907 году. Здесь она давала концерты в городе на Неве, где и знакомится со Станиславским.
Через 14 лет она приезжает работать в Россию по приглашению Луначарского, который посоветовал ей создать собственную танцевальную школу в Москве.
Впоследствии она примет российское гражданство и выйдет замуж за Сергея Есенина. Однако их совместная жизнь была коротка. Через год после свадьбы она вернется в Штаты.
26 мая в 1865 году родился Аксели Вальдемар Галлен-Каллела - финский художник шведского происхождения, наиболее известный по иллюстрациям к Калевале.
В период пробуждения финского национализма изменил свою шведскую фамилию «Галлен» на финский манер – «Каллела», и объединил оба написания в двойную фамилию.
Его называют символистом, модернистом, реалистом и экспрессионистом. Галлен-Каллела был специалистом широкого профиля и живописью не ограничивался. Он писал фрески, разрабатывал дизайн ковров, сам спроектировал собственный дом (ныне музей), а когда Финляндия обрела независимость, взялся за национальную айдентику — разрабатывал дизайн флагов-гербов-орденов и униформы независимой Финляндии. Художником был разработан финский форменный штык-нож образца 1919, выпускавшийся компанией «Fiskfrs».
Поселившись в селении Руовеси Галлен-Каллела глубоко проникся эпосом Калевалы, легенды которой стали для него путеводной звездой на многие годы. Помимо иллюстраций к известному карело-финскому произведению, художник писал пейзажи, портреты, иллюстрации к другим литературным произведениям.
Посещение Германии в 1890 принесло знакомство с мастерами европейского модерна. Этот стиль, а также элементы живописного символизма начали появляться и в его полотнах («Легенда об Айно»). Галлен-Каллела был другом и сподвижником Н.К.Рериха. Двух живописцев объединил интерес к легендарному прошлому Севера, взгляд на мир через историю и мифологию.
25 мая в 1869 года в столице Австрии состоялось открытие здания Венской оперы постановкой «Дон Жуан» Моцарта.
Долгое время считалось, что это здание – одно из лучших театральных зданий мира, а сама Венская государственная опера (до 1918 года Венская придворная опера) стала крупнейшим и ведущим оперным театром Австрии, центром музыкальной культуры страны.
Придворная опера в Вене возникла в середине 18 века, но спектакли шли в различных театрах. В 1861 году по желанию императора Франца Иосифа I было начато строительство специального здания для Венской оперы по проекту архитектора фон Зиккардсбурга, интерьер разработал Эдуард ван дер Нюлль.
Сегодня Венская государственная опера – одна из ведущих оперных сцен мира. Она по праву считается хранительницей лучших традиций венской классической школы, и в первую очередь Моцарта, в ее репертуаре представлен срез всей оперной литературы. На знаменитой сцене свыше 60 опер и балетных произведений за 285 дней в сезоне – такая плотность представлений возводит Венскую оперу в международном масштабе на первое место.
Раз в году сцена и паркет Государственной оперы преображаются на одну ночь в огромный бальный зал – здесь проходит всемирно известный венский Оперный бал, где почетным председателем является президент Австрии, а более ста пар дебютантов в длинных вечерних платьях и фраках открывают этот бал балов.