МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ

Анри Матисс. Танец. 1910

В 2017 году компания Артгит запустила целую серию выставочных проектов, один из которых «Матисс. Взгляд» должна состояться в июле-августе текущего года в Тверском городском музейно-выставочном центре.

Экспозицию составят 120 литографий с графических и живописных работ Матисса разных периодов – это портреты, картины с изображениями интерьеров, а так же литографии из серии «Джаз».

Анри Матисс (1869-1954) - французский художник и скульптор, мыслитель, талант которого во многом определил развитие современного искусства почти во всех его проявлениях, по праву считается классиком ХХ века.

В молодости Матисс собирался стать адвокатом, но в период восстановления после перенесенной хирургической операции у него открылась любовь к рисованию, и Анри решил заняться искусством. Он учился всему и везде. Сначала в художественной академии Жюлиана, затем в школе искусств, в Национальной школе изящных искусств. Копируя в Лувре произведения классического искусства, Матисс впитывал в себя новые знания, не забывая о современном искусстве. Дружба с Джоном Расселом привела к знакомству с импрессионизмом. Именно Рассел посвятил Матисса в теорию цвета.

Первая серьёзная выставка случилась в 1896 году в рамках Салона Национального общества изящных искусств. Две из пяти работ Матисса были приобретены государством. Вскоре художник отправляется в Лондон изучать творчество Уильяма Тернера. По возвращении в Париж Анри поступил к Этьену Каррьеру, затем на курсы к Антуану Бурделю и даже решил попробовать себя в скульптуре.

На Осеннем Салоне 1905 года Матисс выставил ряд работ, среди которых «Женщина в зеленой шляпе». Эти картины, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму - первому авангардистскому течению в живописи начала ХХ века. Характерным приемом этого течения было обобщение пространства, объема и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы. Кричащие и яркие цвета завораживают, упрощенные формы возвращают к истокам, а отсутствие линейной перспективы становится началом. Художественный критик Луи Воксель говорил, что «картины фовистов – это оргия цветов, а художники – дикие звери». Но увлечение фовизмом у Матисса продолжалось недолго, и он продолжил поиски новых способов непосредственной передачи ощущений в живописи. Художник много путешествует, и под влиянием различных впечатлений Матисс неоднократно меняет стиль, манеру и технику, осваивая новые средства творческого самовыражения: в Марокко он увлёкся восточными декоративными узорами и орнаментами, в Мюнхене испытал сильные чувства на выставке произведений исламского искусства, в России был потрясён иконами, на Таити восхищался цветочными композициями.

Анри Матисс. Взгляд из Москвы.

Также Матисс много работает и в графических техниках. Лучшие качества рисунка Матисса проявляются в гравюре и особенно в литографии. Известно более 800 гравюр, созданных великим художником. Первые его шаги на этом поприще относятся к 1903 году в технике «сухая игла». Как и все его рисунки, гравюры сухой иглой и офорты были сделаны с натуры, а не с его собственных картин, которым они часто предшествовали. Так же как в живописи, он склоняется в основном к плоскостности, точно так же упрощает свою технику в гравюре, сводя композиции досок, обычно небольшого размера, к отношению объемов. Начиная с 1905 года, Матисс много работает с камнем и линолеумом. Литографический способ воспроизведения придает плоть и объем его рисунку. Одалиски, гравированные на камне и выполненные в черно-белом, не уступают по цвету одалискам, написанным маслом. Многие из литографий Матисса показывают, что художник стремился передать фактуру самых разных материалов. В альбоме «Танцовщицы», опубликованном в 1927 году, есть очень «проработанный» женский портрет, где Матиссу доставляет удовольствие дифференцировать блеск и фактуру самых различных материалов – волос, меха, жемчужного ожерелья, и всё это с поразительной тщательностью. Это удивительное явление в его творчестве, носящем обычно столь обобщенный характер.

С начала 1930-х годов Матисс усиленно занимается графикой – рисует пером, создает литографии, офорты. Среди черно-белых работ можно найти пейзажи, портреты, наброски незавершенных картин, но основная часть работ посвящена Лидии Делектроской, которая на протяжении 20 лет была помощницей, моделью и музой художника.

Более 40 лет Анри Матисс работал с книгами. Книга для него была прежде всего декоративным объектом. В сущности, Матисс вернул книгу к ее истоку, отменив главное преимущество книгопечатания - ее тираж.

В 1932 году Матисс сделал первую авторскую иллюстрированную книгу. Это творческое пристрастие сохранилось у него до последних лет жизни. Художник сам делал офорты или рисовал на литографском камне. Обладая безупречным художественным вкусом, мастер предъявлял повышенную требовательность к полиграфическому качеству изданий, которое должно было без искажений передать все тончайшие нюансы его творческого замысла. Подобным требованиям могли соответствовать только дорогие, так называемые «библиофильские издания», адресованные узкому кругу коллекционеров и музеям. В 1950 году в Париже в издательстве «Teriade Editeur» вышла поэма Шарля Орлеанского – стихи из манускрипта XV века. Подписанная А. Матиссом, книга была иллюстрирована 100 литографированными листами, 54 из них – оригинальные цветные литографии во всю страницу.

В связи с резким ухудшением состояния здоровья, Матисс потерял возможность работать стоя перед холстом и держать кисть. Он начинает составлять картины из кусков бумаги, покрашенных гуашью, вырезанных ножницами в виде различных фигур. Чтобы собирать коллажи на своих стенах, Матисс использовал длинную палку и называл эту технику «живопись ножницами». Впервые эту уникальную технику художник применил в книге «Джаз» в 1947 году.

Матисс написал небольшой текст, задуманный как своеобразный аккомпанемент к изображениям, и переписал его тушью, очень крупными буквами, сопроводив в качестве иллюстраций свободными цветовыми фантазиями, которые впоследствии были переведены в литографии.

На протяжении всей жизни Матисс вкладывал в свои произведения всю свою безумную энергетику и цветовую экспрессию, неся людям умиротворение и радость.

По материалам из открытых источников

Режим
работы
центра

  • Понедельник
    ВЫХОДНОЙ
  • Вторник
    ВЫХОДНОЙ
  • Среда
    11:00 - 20:00
  • Четверг
    11:00 - 20:00
  • Пятница
    11:00 - 20:00
  • Суббота
    11:00 - 18:00
  • Воскресенье
    11:00 - 18:00

Цены билета на выставки

Большой зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Малый зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Лекционный зал
  • Взрослые
    80 р.
  • Студенты
    70 р.
  • Пенсионеры
    60 р.
  • Школьники
    50 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно

Экскурсии


Группа до 30 человек

  • Взрослые
    700 р.
  • Студенты
    600 р.
  • Школьники
    500 р.
  • Дошкольники
    400 р.

Полезные ссылки

Партнеры