МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ

100 летию со Дня рождения Р.Н.Благовещенского

Василёво. Март. 1984г.

Ростиславу Николаевичу Благовещенскому в этом году исполнилось бы 100 лет. Его творчество хорошо знакомо зрителю старшего поколения, произведения художника никогда не были при жизни обделены вниманием специалистов, и славная столетняя дата - хорошая возможность вспомнить творчество замечательного мастера, а кому-то и познакомиться с ним впервые. Акварели, созданные мастером, составляют сегодня «золотой» фонд тверской графики. Акварель – один из самых поэтичных видов живописи, к ней часто обращались в своем творчестве русские художники. Подобно музыки она чарует своими нежными прозрачными мелодиями. Среди немногих художников в Калинине Ростислав Николаевич Благовещенский посвятил себя акварели.
Много лет назад мне пришлось быть автором статьи для буклета к его юбилейной выставке, посвященной 65 летию и более тесно поработать с этим замечательным художником.
Ростислав Николаевич родился 29 февраля 1920 года в Бежецке, в семье юриста, мать преподавала музыку. Рано лишившись матери, будущий художник начал свой путь сразу же после окончания школы в 1938 году. Он уехал на Дальний Восток и работал там горным мастером. В 1947 году Благовещенский возвращается в родное Верхневолжье. К рисованию его влекло с детских лет, но трудная трудовая юность и война не позволили осуществить эту мечту многие годы.
Акварелью художник начинает работать с 1965 года, когда ему было уже 45 лет. В профессиональное искусство Ростислав Николаевич пришел уже сложившимся, зрелым человеком. За это время Р.Н. Благовещенский освоил профессию полиграфиста, закончил в Москве с отличием курсы по технологии многокрасочной печати при Союзполиграфпроме. В эти годы он начинает серьезно заниматься искусством. Посещает рисовальные классы при первой образцовой типографии им. А.А.Жданова в Москве. Работа в полиграфии и занятия акварелью шли одновременно на протяжении длительного периода. Они дополняли друг друга и служили общей цели – поискам образно-цветового познания мира.


Вечер в Пено. 1984г

Весна в окрестностях Василёво. 1991г.

Древний Торжок. 1993г.

Древний Торжок. 1993г.

Во второй половине 1960 годов Благовещенский стал систематически заниматься акварелью в изостудии Калининского полиграфкомбината, которую вела акварелист Нелли Ефимовна Пятышева. В 1966 году он показал свои произведения на выставке самодеятельных художников города Калинина. Его акварели завоевали симпатии зрителей и были отмечены жюри.
В эти годы складывается профессиональное мастерство Благовещенского, его талант акварелиста обнаруживает свою зрелость, индивидуальность художественного языка. В это время он находит свою тему – русская природа, старинные русские города с их неповторимой архитектурой. Целый цикл произведений Благовещенского был посвящен памятникам архитектуры Севера.
Покоренный красотой северной земли, он стремиться передать своеобразие и величие памятников архитектуры, стараясь запечатлеть их в той естественной среде, которую избрали для них зодчие. В ряде произведений художник выделяет архитектуру, как главное; так в листе «Кижи. Преображенский собор» особой жизнью живут детали древнерусской архитектуры, деревянный храм с множеством главок читается темным силуэтом. Низко повисли над ним облака, перламутром поблескивает озеро, обрамляя остров. В общем колорите преобладают серебристые, голубовато-фиолетовые и приглушенные розовые тона, рождающие настроение задумчивости и грусти, безмолвия этого северного гиганта. Этому способствует мягкость акварельного маска, изысканность тоновых переходов.
В течение своей жизни художник много путешествовал, работал он и Вологодской области, где создал серию акварелей, посвященных древнейшим городам этого края: Белозерск, Ферапонтово, Кириллов. В этой серии, как и ранее большую роль играет архитектура. Художник настолько тонко чувствует красоту и выразительность архитектурных сооружений, что именно на них делает основной акцент. Отсюда эта документальность, точность, детализация архитектурных элементов, которые характеризуют работы этого цикла, как и северную серию. С 1968 по 1970 годы он создает серию акварелей с памятниками Суздаля, Пскова, Ростова Великого, Борисоглебска, Сергиево Посада.

Кижи Преображенский собор 1983г

Троице-Сергиева Лавра 1997г.

Художник постоянно совершенствует свое мастерство: работал он в доме творчества Союза художников РСФСР «Челюскинская», а также в Доме творчества «Академическая дача» им. И.Е.Репина, где с 1975 года бывал здесь ежегодно. Работа в домах творчества дала хорошую профессиональную школу.
В семидесятых годах для Р.Н. Благовещенского особенно дорогой становится пушкинская тема. Удивительно поэтичные акварели рассказывают нам о красивейших местах тверской земли, где жил и творил великий гений. Художник, в сердце которого живет искренняя любовь к этой поэзии, пытается передать свои чувства, и нежно звучащая акварель помогает ему в этом.
Древняя тверская земля богата своими художественными традициями. Много уголков на ней связано с именами выдающихся русских художников. Так неслучайно появляется у Благовещенского тема, повествующая об окрестностях Домотканово, связанных с творчеством В.Серова, И.Левитана, И. Билибина, В. Фаворского, И.Ефимова и других. Неповторимая красота этой земли, служившая источником вдохновения для русских художников, воплощена в полных поэзии и проникновенного лиризма акварелях.
Творческая зрелость приходит к художнику во второй половине 1970 годов. Именно в эти годы работы становятся, узнаваемы по особой поэтической образности. Благовещенский изучает природу, и, понимая значение этюда, не доверяет единичности запечатленного в нем восприятия. Создавая свои произведения, художник добивается того, чтобы образ был более глубокий, емкий, каким бы частным не был сюжетный мотив.
О лирическом пейзаже художника Благовещенского нужно сказать особо. Так в работе «Март» строение читается темным силуэтом по контрасту с белым снегом. Снег кое-где образует светлые контуры и выполняет роль обводки, заставляющей иногда четко звучать часть архитектурного сооружения. Это лист звучит мажорно за счет светящейся изнутри акварели. В своем творчестве художник работал в разных жанрах, обращался и к натюрморту. В натюрмортах художника чаще всего присутствуют полевые цветы, например, его «Колокольчики», дары прирды.

Древний Торжок. 1993г.

Весна в окрестностях Василёво. 1991г.

Колокольчики 1985г.

Натюрморт «Грибы» 1898г

С 1977 года Ростислав Николаевич Благовещенский – член Союза художников СССР, в 1999 году он получил звание Заслуженный художник. По окончании работы над циклами издавались подборки открыток «Пушкинское кольцо Верхневолжья», «Старая Тверь», «У истоков твоих, Волга», «Город Калинин», серия открыток «И берег, милый для меня», «Ленинские места в Ульяновске». Многие его акварельные серии издавались массовыми тиражами в 1970-1980 годах в открытках. О нем писали: «Это художник-историк. Он призывает нас посмотреть на совершенство тверских храмов, любоваться городами Верхневолжья и городиться их богатейшей историей, он словно говорит: «… полюбуйтесь на Волгу, Селигер, Голубые озёра, на трогательный волжский исток и гордитесь всем этим богатством, защищайте свою славу и наследство».
Участник областных, зональных, республиканских, всероссийских, зарубежных выставок. Его работы экспонировались на многих художественных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Костроме, Рязани, Твери и многих других городах России, а также в Финляндии, Чехословакии. Работы хранятся в коллекциях Франции, США, Голландии, Италии, Австралии. Около десяти персональных выставок. Последняя персональная выставка была открыта в Тверском городском музейно-выставочном центре «Моя акварель. Продолжение» в 2010 году при поддержки А.А.Цуркана. Автору было 90 лет, но из-за состояния здоровья он не смог присутствовать на ней. Но очень эмоционально встретил рассказ о выставке от своих друзей и коллег по творчеству, учеников, коллекционеров, тех, кто сделал возможным показать выставку и издать еще один его юбилейный буклет.

Сумерки

Василево. ц. Казанской Божьей Матери

Заместитель директора ТГМВЦ,
Заслуженный работник культуры РФ Инесса Сергеевна Петрова

Режим
работы
центра

  • Понедельник
    ВЫХОДНОЙ
  • Вторник
    ВЫХОДНОЙ
  • Среда
    11:00 - 20:00
  • Четверг
    11:00 - 20:00
  • Пятница
    11:00 - 20:00
  • Суббота
    11:00 - 18:00
  • Воскресенье
    11:00 - 18:00

Цены билета на выставки

Большой зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Малый зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Лекционный зал
  • Взрослые
    80 р.
  • Студенты
    70 р.
  • Пенсионеры
    60 р.
  • Школьники
    50 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно

Экскурсии


Группа до 30 человек

  • Взрослые
    700 р.
  • Студенты
    600 р.
  • Школьники
    500 р.
  • Дошкольники
    400 р.

Полезные ссылки

Партнеры