МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ

«Русское чудо»

К 85 летию со дня рождения Виктора Яковлевича Шевченко 1935-2011

Стекло - древнейший материал, который сопровождает человечество уже более пяти тысяч лет - именно столько веков идет творческое освоение человеком этого материала. Кажется, что оно такое же вечное, как сама природа. Именно это, наверное, притягивает все новых художников к этому материалу, покоряя на всю жизнь. Один из тех, кто посвятил свою жизнь восхищению бесконечной красотой стекла и творческим мукам его освоения - Виктор Яковлевич Шевченко.

Коллекция работ В.Я.Шевченко

«Перекати – поле» 1977г.,цв. стекло, гут.тех.

Слева –«Деревьям расти». Справа – «Изумрудная гладь».

Все, писавшие о нем искусствоведы, отмечали, что профессиональный диапазон Виктора Шевченко очень широк. Его интересовали все существующие виды и жанры художественного стекла: и производство (стекольный завод с его тысячными тиражами), и небольшие ансамбли предметов для жилого интерьера (выпускаемые на заводе вручную), и уникальные декоративные композиции из цветного стекла. И в каждом из направлений художнику удалось сказать новое слово.
Виктор Яковлевич Шевченко (1935-2011) - один из выдающихся мастеров декоративно-прикладного искусства, классиком художественного стекла называли его еще при жизни. Заслуженный художник РСФСР с 1974г., Его работы хранятся в крупнейших музеях страны - Эрмитаже, Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном историческом музее, в Тверской областной картинной галерее, музеях-усадьбах «Царицыно», «Кусково» и других. Обладатель первой премии на Квадриеннале прикладного искусства социалистических стран в Эрфурте, ГДР (1974), медали РАХ «Достойному» и диплома АХ СССР. Участник множества выставок в России и за рубежом: в Англии, Румынии, Германии, Чехословакии, Канаде, США, Японии и других странах мира.

Коллекция работ В.Я.Шевченко

Декоративная композиция «К солнцу» 1978г

Виктор Яковлевич Шевченко родился 30 марта 1935 года в Луганске, в семье рабочего. Окончив в родном городе художественное училище, поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ) им. В.И.Мухиной. Учился у К.Митрофанова, Б.Смирнова, В.Васильковского. Работал на Дятьковском (бывшем Мальцевском) хрустальном заводе под Брянском (1961–1975). Затем на стеклозаводе "Красный май" (Вышний Волочек, 1975–2002), где В.Шевченко был главным художником, его творчество в значительной мере определяло лицо этих крупнейших стекольных предприятий. Автор проектировал дизайнерские образцы для конвейерного производства. Работал он и над сувенирными изделиями, а также в области создания массовой продукции из хрусталя, сульфидно-цинкового и цветного стекла с разнообразными техниками декорирования.

Сервиз «Вечерний»,1966. Дымчатое стекло

Штоф «Квадрат», 1968г. цв. стекло, гутная тех

Штофы «Цветок», «Скрипач», «Георгий Победоносец» сульфид, гутная тех

Разработал технологию декорирования стекла пастой на основе минеральных красителей (1963), получив в 1963 году авторское свидетельство за соединение шамотной пасты с поверхностью стекла (блюдо «Конь», 1962).

Блюдо «Конь»,1962г/ Роспись шамотной пастой

Ваза «Цветок», 1966г

Ваза.1966г

Художественное стекло XX века - эпоха авторского стекла. История его развития - это история его эволюции, как художественного средства эмоционального воздействия. Авторское художественное стекло XX века развивалось в тесном взаимодействии с другими видами искусства - скульптурой, живописью, графикой.
Одним из ярких и оригинальных явлений в отечественном стекле явилось сульфидно-цинковое стекло - качественно новый по своим декоративным свойствам материал, изобретённый технологами Е.А.Ивановой и А.А.Кирьёненом на Ленинградском заводе художественного стекла в конце 1950-х годов.
Сульфидное стекло стало любимым материалом, призванием художника В.Я.Шевченко в сочетании с лепной, «гутной» техникой. «Русским чудом» называли феномен советского сульфидного стекла зарубежные коллеги. Именно в этой технике, используя такие специфические свойства стекла, как пластичность расплавленной массы и ее цветовые возможности, Шевченко удалось найти новый образ в декоративном искусстве. «Метаморфозы» (1973) - этапная работа в творчестве мастера - стала значительным художественным явлением. «Наполненное солнечным отсветом стекло, будто нарушая законы земного тяготения, льется снизу вверх, плавно меняет свой цвет от прозрачного оранжевого до глухого без единого просвета – белого».

Метаморфозы 1973г

Декоративная композиция «Метаморфозы» создавалась для МХАТа, но не вошла в оформление данного архитектурного интерьера. Как считает искусствовед И.В. Тараканова: «в полутьме фойе МХАТа, в его камерной атмосфере, появление ритмичных, пульсирующих, активно воздействующих на пространство форм, послужило бы причиной возникновения диссонанса».
Сульфидные произведения художника тяготеют к скульптурности, к монументальной, динамичной и живой форме. В сульфиде В.Шевченко создал и ряд декоративных ансамблей для общественных зданий. Богатые скульптурно-пластические и цветовые возможности сульфидно-цинкового стекла способствовали также его применению в архитектуре. В начале 1970-х годов к работе в архитектуре обратились ведущие художники стекла: С.Бескинская, Б.Смирнов, В.Муратов, Ю.Мунтян, В.Филатов, Л. и Д.Шушкановы, Ф.Ибрагимов, Л.Савельева, В.Шевченко, Л.Фомина, Т.Сажин.
Первой работой, привлекшей внимание архитекторов у В.Я.Шевченко, наряду с декоративным фризами и мозаичными композициями, был ансамбль «Знамена» (1969).

Декоративные пластины «Знамена», рубиновое стекло, гутная техника

В дальнейшем именно на основе этой работы Виктор Шевченко создал стеклянные объемы для решетки одного из ресторанных залов в новой тогда гостинице «Националь» в Москве (1971). А через год, когда строительство нового здания МХАТ вступило в решающуюся стадию, Шевченко был привлечен архитектором В. Кубасовым к проектированию театральной среды отдыха, ее особого духа, особой эмоциональной выразительности. Он не просто вводил произведение из стекла в интерьер, но создал его по законам архитектуры. Смыслом творческой деятельности автора являлось комплексное оформление интерьера. Оно включало настенные и настольные пластины, фонтан, напольные вазы, витражные стенки из объемных деталей. Бассейн второго этажа этого театра был задуман как центр всего пространства, вокруг которого гуляют в антрактах зрители. Большая, обложенная медными листами линза заполнена водой, вся ее поверхность покрыта стеклянными стеблями и ростками из золотисто-коричневого, местами белого, как кость, местами чернеющего, как обсидиан, сульфидно-цинкового стекла. Бассейн Шевченко – поэтическое изображение лесного озера, это бассейн театральный, условный.

Фонтан в фойе театра МХАТ. Сульфид, цветное стекло, гутная техника

Адрес большинства работ Шекченко-современная архитектура, жилой, общественный интерьер. О его творчестве всегда говорили «как он постоянно обновляется».
70-80 е годы - это был каскад оригинальных произведений, они вызывали всеобщее восхищение на выставках, награждались премиями, отмечались в публикациях. Шевченко умел создать декоративный предмет, обладающий красотой и значительностью, вызывающий богатые и различные по своему характеру ассоциации. Кульминация творческого пути В.Шевченко закономерно совпала с расцветом советского художественного стекла и его международным признанием. Стекло заявило о себе как материал, претендующий на самостоятельную эстетическую роль.
Этот этап развития был подробно и ярко проанализирован в работах искусствоведов - Н.Василевской, Н.Воронова, Л.Крамаренко, Л.Казаковой, Е.Рачук, Н.Степанян и других. И во многом это обусловлено существованием крупных производств - стекольных и хрустальных заводов, оснащенных печами для варки стекла и оборудованием для его обработки. 90-е годы XX века стали началом периода упадка российской стекольной промышленности, продолжающимся по сей день: большинство заводов закрылись.
В изменившихся условиях В.Шевченко, основа авторского метода которого - постоянный поиск, продолжал открывать для себя новые техники и приемы, добиваясь новой стилистики и образности. «Торс» (1990), выполненный в авторской технике, граничит со скульптурой, «Последнее окно Мейерхольда» (2003, стекло, металл) поражает своей монументальностью, драматичным сочетанием материалов, триптих «Памяти К.Малевича» (2003) и «Архитектон» (2007) отражают тенденции творчества автора в начале XXI века.
На юбилейной выставке, которая проходила в марте 2010 году во Всероссийском музее декоративного искусства, было представлено свыше 100 работ из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и из собрания автора, выполненных в период с 1960-х годов до этого периода. Собранные в одном пространстве, произведения В.Шевченко, по словам искусствоведа Н.Степанян, «поражают и масштабом задач, поставленных перед собой автором, и оригинальностью решений, и особым темпераментом, пластическим даром, объединяющим их в «линию Шевченко» внутри отечественного стеклоделия».
Сульфидное (сульфидно-цинковое) стекло, получаемое при добавлении в стеклянную массу окиси железа и сульфида цинка, с которым работали художники: А.М.Силко, С.М.Бескинская, В.Я.Шевченко, Л.А.Кучинская, С.А.Коноплев, В.Г.Хролов, А.И.Новиков. К.Н.Литвин, Е.Ю.Есикова - все они составляли гордость и славу завода. Наравне с хрустальным и рубиновым стеклом сульфидно-цинковое стекло являлось одной из визитных карточек завода. Не просто визитной карточкой, «Красный Май» стал едва ли не единственным в мире предприятием, где сульфидное стекло использовалось как непременный атрибут заводского ассортимента. За богатую цветовую гамму в зависимости от условий обработки его назвали «русским чудом», что подтверждено многолетней практикой. В 2001 году стеклозавод "Красный Май" был закрыт и постепенно превратился в руины, изменилась и судьба музея стекла завода.

Использованы материалы книги:
Н.С. Степонян «Виктор Шевченко. Свободная пластика стекла», изд. «Сов. Худ.»,1978г.
Елены Рачук «Сульфидно-цинковое стекло» изд. «Легкая индустрия»,1975г.,
Каталог «Стекло завода «Красный май», 1980г.
а также информация из свободных источников.
Зам директора ТГМВЦ Петрова И.С.

Режим
работы
центра

  • Понедельник
    ВЫХОДНОЙ
  • Вторник
    ВЫХОДНОЙ
  • Среда
    11:00 - 20:00
  • Четверг
    11:00 - 20:00
  • Пятница
    11:00 - 20:00
  • Суббота
    11:00 - 18:00
  • Воскресенье
    11:00 - 18:00

Цены билета на выставки

Большой зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Малый зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Лекционный зал
  • Взрослые
    80 р.
  • Студенты
    70 р.
  • Пенсионеры
    60 р.
  • Школьники
    50 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно

Экскурсии


Группа до 30 человек

  • Взрослые
    700 р.
  • Студенты
    600 р.
  • Школьники
    500 р.
  • Дошкольники
    400 р.

Полезные ссылки

Партнеры