МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ

260 лет со дня рождения Ермолая Дементьевича Камеженкова

Тверская земля всегда была богата талантами, она подарила России и миру немало дарований. Творчество тверских художников XVIII первой половины XIX столетий вписало в историю русского искусства яркую страницу. Любопытно, что лидером по числу живописцев и иконописцев на тверской земле в XVIII веке был отнюдь не губернский город. Так, в книге «Генеральное соображение по Тверской губернии за 1783 и 1784 годы» по этому разряду числилось в Твери – 11 иконописцев, в Вышнем Волочке – 3, в Ржеве – 2, в Кашине –1, в Осташкове же значится 42 живописца. Здесь взращивались целые династии живописцев – Алексеевы, Дрызгаловы, Глазухины, Конягины, Митины, Колокольниковы, Верзины, Уткины и другие.
Тверской архиерейский дом немало содействовал формированию корпуса местных живописцев. Принадлежавшие ему крепостные художники были востребованы не только на тверской земле, но и в Ростове, Новгороде, Москве и Петербурге. Из этой среды вышел художник из крепостных и будущий академик Е.Д. Камеженков (1760 (1757) –1818 (1819), чья биография может служить примером трудолюбия, целеустремленности и умения строить свою судьбу так, чтобы, родившись крепостным, закончить жизненный путь вольным, владельцем деревни и относиться к дворянскому сословию. Камеженков мало изученный мастер отечественной живописи XVIII века. Имя этого художника очень редко встречается даже в специализированной литературе, возможно, из-за небольшого количества произведений автора дошедших до нашего времени. Возможно, потому что был отнесен к такому разряду, как «художник второго ряда», «второстепенный мастер», «малый портретист», «малый мастер».
Еще в дореволюционный период А.Н.Бенуа в своей книге «Русская школа живописи» писал о том, что «совершенно обижены судьбой Митропольский и Камеженков», имея в виду, малое количество сохранившихся работ у авторов. И хотя он критикует работу Камеженкова портрет «зверописца» Гроота, сравнивая с Левицким, все же считает, что «произведение вполне европейского уровня».
Судьба, несомненно, талантливого художника Ермолая Дементьевича Камеженкова полна интересных поворотов и фактов, даже в соответствии с немногочисленными сведениями о его жизни.
Камеженков (в некоторых источниках Комяженков) Ермолай Дементьевич родился 1760(1757) в Твери в семье крепостных крестьян ни в одном поколении, принадлежавших Тверскому архиерейскому дому. Точная дата его рождения не известна. По одним данным он родился в 1760 году, по другим сведениям его годом рождения считают 1757 год. Некоторые исследователи считают, что, скорее всего датой его рождения следует считать 1757 год, а в 1760 году была сделана запись в церковной книге, которая является датой его крещения.
Сын служителя вотчины Тверского архиерейского дома. В шестилетнем возрасте у него умирает отец, и мальчика определяют конюхом в архиерейский дом. Камеженков рано проявил интерес к рисованию. С двенадцати лет Камеженков начинает обучение у иконописца архиерейского двора Дмитрия Крыжова (1772—1777), у которого он проучился около 5-ти лет иконописному мастерству при монастыре. В то время крестьян обязывали отдавать детей в обучение при монастырях, неповиновение каралось штрафами. Благодаря успехам в живописном искусстве Камеженкову удается добиться разрешения у тверского архиерея уехать в Петербург для дальнейшего обучения. Ермолай работает дворником при тверском архиерейском подворье, параллельно учиться мастерству на протяжении трех лет. Известно, что в 1778 году он начал курс обучения в мастерской профессора Академии Г.И.Козлова, в школе Г.И.Козлова, в которой молодой Камеженков пробыл около трех лет.
Козлов Гавриил Игнатьевич 1738(?), Москва - 1791,Санкт-Петербург - Исторический живописец, рисовальщик; педагог. Исполнял декорации для придворного театра, делал рисунки для патентов и дипломов ИАХ, для Устава о воспитании благородных девиц, для орденских сервизов; работал над эскизами плафонов проектировавшегося В. И. Баженовым Кремлевского дворца в Москве. Преподавал в ИАХ и собственной школе. Ученики его, в большинстве своем крепостные крестьяне, доступ которым в Академию художеств был закрыт, проходили полный курс обучения в его школе по программе Академии.
С работами Камеженкова в этот период познакомилась Екатерина II, по поручению которой художник сделал вначале 1780 гг. несколько копий картин из Эрмитажа. Видимо, выполненные работы понравилось императрице, потому что в 1785 году вышел указ об освобождении Е.Д. Камеженкова от крепостной зависимости. К этому времени имя живописца было широко известно в Петербурге - он исполнял качественные портреты, в которых отмечали некоторое влияние Д.Г. Левицкого.
После получения вольной происходят серьезные перемены в жизни художника: Ермолай Дементьевич Камеженков поступает на военную службу (1791—1793) и выходит в отставку в чине капитана, утверждается в звании академика по разделу «живопись портретов», звание академика было присвоено (1794) за «Портрет почётного вольного общника Академии художеств И.Ф. Грота». В списке чинов Академии (ИАХ) за 1795 наименован "от армии капитаном". Это дает ему право войти в дворянское сословие.

«Портрет почётного вольного общника Академии художеств И.Ф. Грота»1788г. ГРМ

Жил в Петербурге до 1798 года, во второй половине 90-х годов Камеженков переезжает в Москву, затем в 1798 году покупает в городе Кашине домик и сельцо Забелино, где живет последние годы. Написал много портретов, работал по заказам.
Академия художеств оценила талант и мастерство живописца: в 1787 году за «Портрет молодого человека» Е.Д. Камеженков получил звание «назначенного» в академики, в 1794 году ему присвоили звание академика за «Портрет почетного вольного общника Академии художеств И.Ф. Грота». Работы живописца хранятся в Русском музее, Третьяковке, картинной галерее Твери, в Краснодарском краевом художественный музее им. Коваленко Ф.А., и в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Первой публикацией, специально ему посвященной, явилась статья Е.А.Рост «О живописце Ермолае Дементьевиче Камеженкове». Когда появилась эта публикация, было известно пять произведений художника. Но это была первая попытка определить место художника в истории русской живописи. В 1936 году директор Калязинского краеведческого музея И.Ф. Никольский открыл еще два неизвестных ранее портрета мастера: «Автопортрет с дочерью» (ГРМ) и «Портрет дочери художника с няней» (ТОКГ). И.Ф. Никольский «Крепостной художник Камеженков». – В наши дни, №1, Калинин, 1936, с.139-143. В 1960 году появилась статья Н.В.Журавлева и Л.И.Кац «Материалы о крепостном художнике Е.Д. Камеженкове», в которой были рассмотрены основные этапы его жизни и творчества художника. В 1981 году в сборнике «Памятники культуры. Новые открытия». 1981г. с. 278-283 размешена публикация Е.В.Грамагиной «Работы Е.Камеженкова из имения «Сосновицы». Далее была публикация М.М.Железновой «Судьба готовила быть конюхом» в книге Т.Бойцова, М.Железнова «Край вдохновения» М. 1986г. с.19-22. В 1988 году вышла книга из серии «Памятники городов России Б.М.Кириков «Кашин» изд. «Художник РСФСР», 1988г.

Известные работы художника разбросаны по разным музеям: «Вид города Кашина» (1978), «Автопортрет с дочерью» (конец 1790) находятся в ГРМ, «Портрет И.Ф.Гроота» (1788) ГРМ, портрет «Неизвестного в лиловом халате» (1970) и «Портрет дамы в белом платье» (начало 1970г.) принадлежат ГТГ, «Портрет дочери с няней» (1808г.) ТОКГ.

«Неизвестного в лиловом халате»
1790г. ГТГ

«Портрет дочери с няней»
1808г. ТОКГ


«Автопортрет с дочерью» ГРМ
(не ранее 1796)


Портрет неизвестного гвардейского штаб- офицера с орд. Св. Георгия 4 степени АРМИИ им.Эрьзи

Далее появляются новые атрибуции портретов художника, они относятся к исследованиям Рыбинского историко-художественного музея. Публикация Е.В.Грамагиной «Работы Е.Камеженкова из имения «Сосновицы» Памятники культуры. Новые открытия. 1981г. с. 278-283, позволила автору исследований ввести в научный обиход еще два произведения художника Е.Д.Камеженкова. Это «Портрет Василия Лихачева» (старший брат 1791 г.) и «Портрет Молодой женщины» (начала 1790 гг.), а также установить имя персонажа на одном из его ранее известных портретов, значившегося, как портрет неизвестного. Это Портрет Якова Ивановича Лихачева 1792г. (младший брат), подпоручика Семеновского полка. Она же сообщает, что предположение о том, что Е.Д.Камеженков является автором «Портрета Василия Лихачева» впервые высказала И.М.Сахарова при составлении каталога выставки «Неизвестные и забытые портретист XVIII – первой половины XIX века».
Камеженков Ермолай Дементьевич (1760 (или 1757) - 27.12.1818 (08.01.1819) Рыбинский музей придерживается таких дат жизни художника. Ниже представлены портреты, находящиеся в его коллекции.

Портрет Якова Ивановича Лихачева,
подпоручика Семеновского полка 1792 г.,
младший брат.

Портрет Лихачева Василия Ивановича
1791г., старший брат.

Портрет молодой дамы Е.Н.Лихачевой


В 1996 году Краснодарский краевой художественный музей приобрел мужской и женский портреты неизвестного художника хорошей сохранности. Исследователи отмечали, что с первого взгляда было ясно, что портреты представляют собой произведения высокого художественного уровня. Старший научный сотрудник Государственного Исторического музея Л. Ю. Руднева провела визуальную экспертизу полотен и сделала ряд предположений по авторству работ и личностям портретируемых. Технико-технологическая экспертиза, проведенная специалистами ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, подтвердила авторство Е.Д. Камеженкова. Это были портреты, созданные в 1789 году Ермолаем Дементьевичем Камеженковым «Парный портрет Федора и Екатерины Вадковских» накануне их бракосочетания. Существует гипотеза, что происхождение портретов связано с усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», а изображенные лица находились в родственных связях с женой писателя С.А. Толстой. Архивные поиски и исследования позволили выяснить, что на портретах изображены Федор Федорович Вадковский (1756 - 1806) и Екатерина Ивановна Чернышева (1766 - 1830). Федор Федорович Вадковский являлся камергером в Императорском дворе и сенатором, а так же действительным тайным советником. Екатерина Ивановна Вадковская, на то время будущая жена Федора Федоровича Вадковского, была в юности фрейлиной у императрицы Екатерины II. Спустя годы у них родиться шестеро детей, из которых двое будут декабристами - Федор (1800-1844) и Александр (1801- после 1845). В те времена парные портреты пользуются большой популярностью. Практика портретного искусства показывает, что в основном парные портреты изображают супружеские пары.

Парный портрет Федора и Екатерины Вадковских» (1789г.) Краснодарский краевой художественный музей

Как и положено академику, Е.Д. Камеженков имел учеников, некоторые из них стали известными живописцами. О его учениках упоминается в необычайно интересной публикации о Камеженкове журналиста Михаила Ершова «По склонности моей к живописному художеству». Автор стремится «свети воедино известные факты биографии Камеженкова и взглянуть на них непредвзято, наталкивает на мысли о личности яркой и предприимчивой, авантюрной, отчасти загадочной и драматичной». Создав более цельный образ жизни и творчества художника. «Наша тема» Тверь, Среда изображения. Художественный альманах № 2 2014 г. с.6-13.
Живя в Петербурге, Камеженков нередко бывал в Тверской губернии, в частности, в Кашинском уезде, где у него жили родственники. Е.В.Грамагина пишет «вероятно, художника привлекали в губернию не только родственные связи, но и заказы местных помещиков. Он обращается в Академию за справкой о выполнении академического задания на звание академика портретной живописи. Она нужна ему для получения заказов». Она также сообщает, что «в дворянской родословной книге за 1789 год имеется запись о том, что в Тверской губернии в имении в селе Устиново это время проживало трое Лихачевых: Александр Александрович, 36 лет, поручик в отставке и два брата Василий Иванович Лихачев 28 лет, поручик в службе, и Яков Иванович Лихачев 24 года, поручик в службе». Братья жили в губернии и Камеженков, часто приезжая в те годы, по всей вероятности писал их портреты. Материалы об усадьбе Лихачевых Устиново и их владельцах можно найти в книге В.В.Савельев. «В забытых усадьбах», Тверь, 1914г., с.126-138.
В Кашинском уезде в 1797-1978 годах художник приобрел деревянный дом в Кашине, где жил (1801-1815) и загородное имение в селе Забелено (1815-1818) и деревню Поречье. Очарованный неповторимой красотой местного ландшафта и архитектуры, Камеженков написал «Вид города Кашина». 1798г. ГРМ. Это единственный пейзаж художника, дошедший до нашего времени.
В этой работе он стремился к максимальной панорамности и документальной точности одного из древнейших и красивейших городов Тверской земли. Скорее всего, в Кашине или в собственной усадьбе, был создан «Автопортрет с дочерью Александрой» (около 1800г., но не ранее 1796г. ГРМ), и портрет «Дочери художника с няней» (1808г. ТОКГ). Известно, что у художника очень рано умерла жена, и он последние годы жизни посвятил себя живописи и воспитанию дочери. Легенда говорит, что Е.Д Камеженков был связан художественной школой в селе Зобнине под Кашином. Устная традиция называет ее школой графа Зубова. Между тем известно, что в XVIII веке село принадлежало Колычевым и лишь в начале XIX века перешло к Зубову, не имеющему графского титула. Так выглядела усадьба, где по преданию и находилась школа в селе Зобнино.

Вид усадьбы Зобнино, имения Ф. И. Колычёва в селе Зобнино, по не вполне достоверным сведениям, исстари существовала художественно – живописная школа, иконописная мастерская Тверской епархии. Каким было Зобнино в годы царизма можно увидеть на картине уроженца села “Вид усадьбы Зобнино, имения Ф. И. Колычёва” (вторая половиной 18 века, Государственный Исторический Музей). С этой школой был связан в последние годы жизни видный портретист Е. Д. Комяженков. В 1797 – 1798 году художник приобрёл деревянный дом в Кашине и загородное именье – село Забелино. У Колычёва господский художник крепостной Ф. И. Гаврилов в 1767 году написал самый ранний портрет Н. И. Кожина. (Тверская областная картинная галерея). Надежда Ефимовна Муравьёва, бывший директор Туровской школы, рассказывала, что, по воспоминаниям её матери, Зобнино представляло собой как бы один большой сад с цветниками на улицах.

Умер художник в 1818г. (1819?), с. Забелино Тверской губернии. Я видела рукопись сотрудника картинной галереи Твери, где дата смерти была указана, как 1января 1819 года, правда без ссылки на документ. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник также указывает дату смерти, как 27.12.1818 (08.01.1819).
Художники, судьбы и работы которых были по большей части забыты после их смерти, неоднократно привлекали, и будут еще привлекать внимание исследователей. Открывать новые имена, биографические материалы и в этом списке обязательно будет имя Ермолая Дементьевича Камеженкова.

По опубликованным выше исследованиям
Зам директора Петрова И.С.

Режим
работы
центра

  • Понедельник
    ВЫХОДНОЙ
  • Вторник
    ВЫХОДНОЙ
  • Среда
    11:00 - 20:00
  • Четверг
    11:00 - 20:00
  • Пятница
    11:00 - 20:00
  • Суббота
    11:00 - 18:00
  • Воскресенье
    11:00 - 18:00

Цены билета на выставки

Большой зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Малый зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Лекционный зал
  • Взрослые
    80 р.
  • Студенты
    70 р.
  • Пенсионеры
    60 р.
  • Школьники
    50 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно

Экскурсии


Группа до 30 человек

  • Взрослые
    700 р.
  • Студенты
    600 р.
  • Школьники
    500 р.
  • Дошкольники
    400 р.

Полезные ссылки

Партнеры