МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ

240 лет со дня рождения Николая Ивановича Уткина 1780–1863

В.А.Тропинин «Портрет гравера Н.И.Уткина» 1824г.

Творчество Николая Ивановича Уткина, выдающегося мастера русской классической гравюры первой половины XIX века, - замечательная страница в истории отечественной культуры. В истории графического искусства особенно значительна созданная Уткиным портретная галерея современников, которая является не только прекрасным достижением резцовой техники, но и свидетельством развития русского камерного портрета. Педагогическая, музейная и общественная деятельность Уткина в Петербурге, длившаяся почти полстолетия, способствовала развитию передовой художественной школы. Тесная связь гравера в молодости с деятелями декабристского движения, с прогрессивными представителями русской культуры делает его фигуру очень значительной в истории русского просветительства первой половины XIX века.

Николай Иванович Уткин родился 8 мая 1780 года в Твери, в доме вице-губернатора, екатерининского вельможе и сенатора Никиты Артамоновича Муравьева. Будущий гравер был внебрачным сыном молодого Михаила Никитича Муравьева – впоследствии знаменитого писателя и общественного деятеля – и дворовой женщины его отца. Когда мать будущего знаменитого гравера забеременела, барин выдал ее замуж за своего камердинера и управляющего Ивана Степановича Уткина, который был вдовцом и имел дочь Пелагею, крестившую своего сводного брата. Вскоре Уткины переехали в Петербург, и вся семья 16 июля 1785 года получила вольную.

В пятилетнем возрасте Уткина отдали в Воспитательное училище Академии художеств. Сводные братья Федор Иванович и Петр Иванович Уткины, родившиеся от И.С.Уткина, тоже попали в Академию и оба стали архитекторами.

Ученические годы Н.И.Уткина приходятся на конец XVIII века. Сам Уткин в числе лучших учеников окончил гравировальный класс Воспитательного училища, получил «аттестат со шпагою» и был оставлен при Академии художеств еще на три года для конкурсной работы на 1-ю золотую медаль, которую он и получил за исполнение гравюры «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне» по картине А.Р.Менгса.

Уткин находился в Академии в период преподавания там таких замечательных профессоров, как П.И.Соколов, С.С.Щукин, Г.И.Угрюмов, С.Ф м Ф.Ф.Щедрины. Гравированию Уткин учился у знаменитого тогда Игнатия Себастиана Клаубера, члена Парижской академии художеств, двадцать лет преподававшего в России, воспитавшего целое поколение первоклассных русских художников. В ученические годы Уткиным было исполнено 93 гравюры (в том числе много мелких виньеток и художественных бланков), плодотворно работали и другие ученики класса, который при Клаубере (1796-1817) занял ведущее место в Академии. Этому способствовало и то обстоятельство, что к концу XVIII века остро ощущалась потребность в опытных высококвалифицированных мастерах. Гравюра была единственным средством репродуцирования художественных произведений, единственным способом иллюстрирования и украшения книг по различным отраслям знаний. Интересными работами ученического периода являются два портрета современников. Первый из них Матвея Десницкого – видного масона, друга Н.И.Новикова, В.Л.Боровиковского, впоследствии СПб митрополита Михаила. Второй портрет Никиты Артамоновича Муравьева (деда декабристов Муравьевых и самого Уткина).

Портрет Матвея Десницкого с оригинала Д.Г.Левицкого. Офорт, резец 1799г.

Завершала академические годы большая гравюра с картины Рафаэля Менгса "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне", аттестованная 1-ой золотой медалью. Золотая медаль академии за программную работу давала право на пенсионерскую поездку за границу. Уткин был направлен в Париж в мастерскую известного гравера Ш.Бервика. В Париже Уткин поселился в доме Анны Семеновны Муравьевой-Апостол, жены русского посла в Испании И.М.Муравьева-Апостола. Анна Семеновна была просвещенной и образованной женщиной, переводчицей. (Она перевела сочинение «Урок матерям» с французского языка, пользовавшееся в то время известностью). Анна Семеновна переехала из Мадрида в Париж, чтобы поместить своих сыновей - будущих декабристов Матвея и Сергея - в парижский пансион Хикса – дать самое передовое европейское образование, которое потом привело их в масонские ложи – и старшего – Матвея – на каторгу в Сибирь, а младшего на эшафот.

Уткин был сводным троюродным братом Матвея и Сергея, они восторгались его происхождением из простого крепостного сословия, талантом и успехами. Уткин дружил с братьями и впоследствии тоже стал членом нескольких масонских лож. Он наладил хорошие отношения с русскими послами в Париже – графом П.А.Толстым и сменившим его князем А.Б.Куракиным, крупным деятелем русского масонства, а также известным меценатом, секретарем посольства князем Г.И.Гагариным. Особенно расположен к нему был князь Г.И. Гагарин, известный меценат и дипломат, часто доставлявший выгодные заказы. Для самого Г.И.Гагарина Уткин в разное время произвел много мелочей, в том числе фамильный герб.

Портрет Н.А.Муравьева с оригинала И.Панова. Офорт, резец. 1801г

Портрет М.Н.Муравьева (отца Уткина). С оригинала Ж.-Л.Монье. Офорт, резец 1840г.

Михаил Никитич Муравьев – отец Уткина. Императрица Екатерина II пригласила его в качестве воспитателя к своим внукам – великим князьям Александру и Константину Павловичам, которым он преподавал «русскую историю и словесность, и нравственную философию». После восшествия на престол императора Александра I Муравьев был товарищем министра народного просвещения, попечителем Московского университета, членом нескольких масонских лож, дослужился до генерал-майора, стал тайным советником и сенатором. Писал стихи, басни, оды. Сотрудничал с Н.М.Карамзиным, издавал журнал «Московские Ученые Ведомости». Женился на баронессе Е.Ф.Колокольцевой. Законные сыновья их – Никита (упоминаемый А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин») и Александр после неудачной попытки государственного переворота 1825 года были осуждены на двадцать лет каторги в Сибирь.

Князь Гагарин помогал Уткину получать выгодные заказы, что позволяло ему хорошо зарабатывать, так как прожить в Париже на одну пенсию Академии художеств было трудно. Послы П.А. Толстой и сменивший его А.Б.Куракин содействовали Уткину в хлопотах о продлении срока пребывания в Париже. В результате Академия оплатила Уткину дополнительно к обычным трем годам пенсионерства еще один год, а потом разрешила оставаться во Франции без содержания, и Уткин жил на ежегодное пособие, которое выделял ему князь А.Б.Куракин. Уткин обучал рисованию сына князя и «вообще был человеком близким к князю», гравировал портрет А.Б.Куракина. А. Б. Куракин, с неизменной благосклонностью относился к Уткину. Портрет Куракина, исполненный с оригинала Ж. — Б. Реньо, стал одним из шедевров мастера.

«Портрет А.Б.Куракина» по оригиналу Ж.-Б.Реньо офорт, резец. ГМИИ им.Пушкина. В 1814 году получил за портрет А.Б.Куракина звание Академика.

Н.И.Уткин. «Эней, выносящий Анхиза из горящей Трои». С оригинала Доменикино. Офорт, резец. 1810г.

В Париже Уткин прославился исполнением гравюры с картины Доминикино «Эней, спасающий своего отца Анхиза из горящей Трои», созданной в связи с изданием серии гравюр с лучших картин Музея Наполеона. Сам Наполеон на выставке обратил внимание на гравюру Уткина и выразил восхищение мастерством русского гравера. Парижская академия искусств удостоила Уткина за эту работу золотой медали, а Петербургская академия художеств произвела в звание «назначенного в академики» (1810г.). Императору Александру I рассказали о похвале Наполеона, и он пожаловал Уткину бриллиантовый перстень.

Парижский период занимает большое место в жизни и творчестве Уткина, пребывание во Франции длилось более десяти лет. Когда началась Отечественная война 1812 года, Уткин не успел покинуть Париж. Сначала он считался «напоруках» у знаменитого Шарля Бервика. Мастерская Бервика находилась в Лувре. Помимо гравирования у Бервика, Уткин продолжал посещать Парижскую Академию живописи и скульптуры, где занимался рисунком и слушал лекции профессора Ж.-П.Сальважа. Потом, после разгрома Наполеона в России, его арестовали и отправили в замок Оссонь в Бургундии. После взятия русскими войсками Парижа, Уткина освободили. Он в технике сепии исполнил портрет императора Александра I и получил возможность вместе с его свитой посетить Лондон, где познакомился с новомодным тогда способом литографирования и создал литографию «Портрет князя Д.П.Пожарского».

«Портрет кН. Д.М.Пожарского», литография 1814г.

В Петербург Уткин вернулся в 1814 году. Первое время он жил в доме сводных братьев Муравьевых-Апостолов, пока не получил казенную квартиру в здании Академии художеств. Уткин состоял в нескольких масонских ложах, но в подготовке попытки декабрьского антигосударственного переворота 1825 года участия не принимал и связанные с ним события не отразились на его судьбе. По возвращении в Петербург круг знакомых Уткина составили его сводные братья Муравьевы, - будущие декабристы Александр и Никита, их кузен - поэт К.Н. Батюшков, их друзья - П.Я.Чаадаев, братья А.И. и Н.И.Тургеневы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, И.А.Якушкин, М.С.Лунин, В.А.Жуковский, П.А.Вяземский. Другим важным кружком, оказавшим большое влияние на формирование его уже не общественных, а эстетических взглядов, был дом президента Академии художеств, образованного и доброжелательного Алексея Николаевича Оленина, где "предметы литературы и искусства занимали и оживляли разговор..." Многочисленные работы Уткина в области книжной графики: его виньетки, иллюстрации, титульные листы, вызывавшие восхищение современников,- создавались отчасти и под влиянием его дружеской близости ко многим писателям.

Но петербургский период творчества Уткина - это прежде всего его портреты. Он создал обширную портретную галерею своих современников - писателей, актеров, деятелей культуры.

В 1816 году Уткин получил звание профессора Академии художеств и после смерти своего первого учителя И.С.Клауберга в 1817 году был назначен руководителем гравировального класса академии.

Работа в Эрмитаже, где в течение сорока трех лет он был хранителем Кабинета эстампов, также занимали немалое место в жизни гравера. Уткин с присущей ему добросовестностью занимался собиранием, систематизацией и каталогизацией эрмитажной коллекции гравюр, но помимо этого осуществлял также и то, что сейчас назвали бы культурным обменом. В России не было, пожалуй, другого художника, чья связь с европейскими коллегами была бы столь тесной. Участие в парижских выставках, многолетняя переписка и пересылка гравюр - собственных и своих учеников - позволяли знакомить французские, английские, немецкие и итальянские собрания с русской гравировальной школой, а в ответ получать последние работы заграничных друзей Уткина.

В 1818 году Уткина избрали советником Академии художеств. Он получил звание профессора и придворного гравера и еще один бриллиантовый перстень от императора Александра I, а перед этим в 1817 году его сделали хранителем эстампов Эрмитажа и хранителем музея Академии художеств. Позже Уткин был избран членом Стокгольмской (Шведской королевской) академии художеств и членом Антверпенской и Дрезденской академий. Уткин поддерживал связь со многими знаменитыми европейскими граверами, несколько раз ездил за границу. Работы Уткина выставлялись на выставках в Париже.

В 1860 году Уткин уволился от службы с пенсионом полного оклада жалованья и предоставлением ему титула почетного хранителя эстампов Эрмитажа. Позже он получил звание статского советника – чин пятого класса Табеля о рангах, – дававшее право на потомственное дворянство.

Преподавательской деятельностью Уткин занимался до конца своих дней. Самые известные его ученики – граверы Е.И.Гейтман и Ф.И.Иордан. Часть своей уникальной коллекции гравер Уткин завещал Эрмитажу и Московскому училищу живописи и ваяния. Гравюры Уткина пользовались огромным успехом. Оттиски с его гравюр продавались необычно большими для того времени тиражами.

Уткин обладал талантом художника-портретиста (он написал акварельные портреты поэта К.Н.Батюшкова, своих сводных братьев Муравьевых-Апостолов, их друзей). Гравюры Уткина не просто копии с портретов того или иного художника. Это авторские варианты этих портретов в стиле гравюры. Именно по изображениям, созданным Уткиным, современники и их потомки представляли себе внешний облик А.В.Суворова, Н.М.Карамзина, А.А.Аракчеева, А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, А.С.Шишкова, Г.Р.Державина, М.В.Ломоносова.

Уткин был близок с художником О.А.Кипренским, нарисовавшим его карандашный портрет, дружил с В.А.Тропининым, написавшим несколько его портретов. А.С.Пушкин и Г.Р.Державин обращались к нему с просьбами гравировать иллюстрации к их сочинениям. Уткин был знаком почти со всеми выдающимися и известными людьми своего времени. Зарабатывая немалые деньги, он всю жизнь поддерживал своих многочисленных родственников. Н.И Уткин умер 5 марта 1863 года. За четыре года до его смерти, в 1859 году ИАХ отметила пятидесятилетний юбилей его творческой деятельности и европейской известности, похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.

По опубликованным материалам
Петрова И.С.

Режим
работы
центра

  • Понедельник
    ВЫХОДНОЙ
  • Вторник
    ВЫХОДНОЙ
  • Среда
    11:00 - 20:00
  • Четверг
    11:00 - 20:00
  • Пятница
    11:00 - 20:00
  • Суббота
    11:00 - 18:00
  • Воскресенье
    11:00 - 18:00

Цены билета на выставки

Большой зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Малый зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Лекционный зал
  • Взрослые
    80 р.
  • Студенты
    70 р.
  • Пенсионеры
    60 р.
  • Школьники
    50 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно

Экскурсии


Группа до 30 человек

  • Взрослые
    700 р.
  • Студенты
    600 р.
  • Школьники
    500 р.
  • Дошкольники
    400 р.

Полезные ссылки

Партнеры