МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ
https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92

280 лет со дня рождения Федота Ивановича Шубина.

«Под его рукою мрамор дышит»

«Под его рукою мрамор дышит»

Выдающийся скульптор русского классицизма, работал в жанре портрета. С именем Федота Ивановича Шубина связаны наивысшие достижения русской и мировой скульптуры XVIII века. За свое мастерство пользовался благоволением императрицы Екатерины II. Произведения Шубина: статуи, портретные бюсты, рельефы – характеризуются «живой теплотой» мрамора. Его неповторимый стиль – сочетание психологизма, живописности и классицистической идеализации. В его портретах запечатлен весь высший свет Петербурга екатерининской эпохи.
«Екатерина II – законодательница»  1789г. ГРМ

«Екатерина II – законодательница» 1789г. ГРМ

Статуя «Екатерина II – законодательница» создавалась для праздника, устроенного Г.А.Потемкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Для фигуры была сооружена специальная ротонда в Зимнем саду. Беломраморная статуя возвышалась на порфировом пьедестале, утопая в зелени, поблескивая в мерцании свечей… За эту работу в 1794 году скульптор был удостоен звания профессора.

Будущий знаменитый скульптор родился 17 (28) мая 1740 года в семье крестьянина - помора Ивана Шубного в небольшой деревне Течковская (Тючковская) Куростровской волости Двинского уезда, в Архангельской губернии близ Холмогор. Федот Шубин «одарен был от природы богато: силен, красив собой, неутомим и любознателен». «Прозвище черносошных крестьян Шубных, по всей видимости, произошло от названия Шубоозёрского ручья. Интересно, что этот маленький населенный пункт подарил отечественной науке величайшего, прославленного на весь мир ученого Ломоносова. Именно семья Шубиных в свое время приютила гения российской науки. «Вошли Шубины в историю еще и потому, что, если верить преданию, отец скульптора Иван Афанасьевич обучал юного Ломоносова грамоте, а его брат Фома Афанасьевич снабдил будущего академика на дорогу в Москву тремя рублями и китайчатым полукафтаньем».

Портрет А. М. Голицына. 1775г.

Портрет А. М. Голицына. 1775г.

Позже уже благодарный ученый помог Федоту Шубину при поступлении в Академию художеств, написав рекомендательное письмо на имя И. И. Шувалова в 1757 году. Этим же правом мастер воспользовался в 1767 году, когда отплыл морем во Францию, имея рекомендательные письма к русскому посланнику Д.А.Голицыну и философу-просветителю Д.Дидро. Также рекомендован скульптор был королевам Франции и Италии.

Первой работой, которая принесла ему славу и привлекла к нему внимание общественности, был Портрет князя AM. Голицына (мрамор). Знаменитый Фальконе, автор Медного всадника, увидев этот бюст, писал: «В этом молодом скульпторе я заметил самые выдающиеся способности».

Портрет В.Г.Орлова 1778г. ГТГ

Портрет В.Г.Орлова 1778г. ГТГ

Портрет графа Орлова (1778, мрамор) выдает человека, считающего себя хозяином жизни, при этом не стяжавшего, в отличие от своих знаменитых братьев, лавров воинской славы. Круглящиеся складки ткани, мягко и комфортно драпирующие плечи, придают портрету уютно-домашний характер.
Портрет Екатерины II 1791 ГРМ

Портрет Екатерины II 1791 ГРМ

В 1759 году, когда Шубной прибыл в Санкт-Петербург, где стал зарабатывать на жизнь резьбой по кости и перламутру. Благодаря своему земляку Ломоносову он в 1761 году устраивается в дворцовое ведомство истопником. Также по его протекции и по ходатайству И.И. Шувалова в ноябре этого же года Шубной был зачислен в состав учеников Академии трех знатнейших художеств с фамилией Шубин.
Портрет генерал-аншефа графа А. Г. Орлова-Чесменского 1770-е ГРМ

Портрет генерал-аншефа графа А. Г. Орлова-Чесменского 1770-е ГРМ

Главным и первым истинным учителем великого художника стал французский скульптор профессор Никола-Франсуа Жилле (1761 – 1766). Один из многих европейских художников и ученых, приглашенных в 18 веке для преподавания в "российских академиях". Академию Федот Иванович окончил с золотой медалью. Ее он получил за барельефное изображение Вещего Олега и малолетнего князя Игоря и их поход на Киев. «Убийство Аскольда и Дира Олегом», что стало первым настоящим успехом мастера. Вслед за ней ему был вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства). Также эта работа подарила Шубину путевку в жизнь в виде права заграничного пенсионерства, позволяющего художнику ехать во Францию и Италию. С 1767 учился в Париже у Ж.Б.Пигалля, с 1770 – в Риме у Дж. Ноллекенса. Как пенсионер он проходил обучение во Франции, Италии и Англии, в Болонье его пригласили поучаствовать в одной выставке, работа холмогорского мастера поразила итальянцев, за нее он удостоился звания почетного члена Климентинской академии.
Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического 1791г. ГРМ

Портрет генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического 1791г. ГРМ

Через шесть лет проведенных вдали от России он возвращается на родину. По возвращении, Шубину предстояло «переработать традиции европейской пластики, подчинив их новым задачам – ответить своим творчеством на запросы русской жизни, выразить в новых художественных формах национальное русское содержание». Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к стилю классицизма. Большинство его скульптурных портретов мастера исполнены в форме бюстов. Художник никогда не повторялся, каждый созданный им бюст, – это шедевр. А всего за двадцать с лишним лет работы Шубин создал порядка двухсот бюстов, работал он очень быстро, в месяц создавал по одному бюсту. Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца Его рельефы и круглая скульптура украшают Троицкий собор Александро-Невской лавры, Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Петергофские фонтаны.
Портрет графини М.Р.Паниной

Портрет графини М.Р.Паниной

Будучи первым русским скульптором-портретистом, Шубин удостоился множества наград и был отмечен величайшими гениями мирового художественного искусства. Несмотря на то, что скульптор работал по заказу представителей высшего света, труд его оценивался очень скромно. Заработанных денег едва хватало на содержание семьи. Скульптор, запечатлевший в мраморе всех главных деятелей эпохи Екатерины. Шубин пережил царствования нескольких императоров, художнику удалось запечатлеть не слишком привлекательную внешность Павла I (1800, ГРМ), передать внутреннюю сдержанность молодого Александра I (1801), благодаря милости которого, он получил, наконец, долгожданное место в Академии. Но благодеяние монарха было слишком запоздалым. 12 мая 1805 года Федот Иванович Шубин скончался, умер в бедности в Санкт-Петербурге. Его вдове Вере Филипповне в пенсии от Академии «по причине кратковременного служения ее покойного мужа» было отказано. На могиле Федота Шубина был поставлен скромный памятник. Эпитафия на могиле первого русского скульптора-портретиста гласит: "Из россов первый здесь в плоть камень претворял И видом движущих скал чувства восхищал". Вначале он был похоронен на Смоленском кладбище, а затем его прах перенесли в некрополь Александро-Невской лавры.

По опубликованным ранее материалам
Петрова И.С.

Режим
работы
центра

  • Понедельник
    ВЫХОДНОЙ
  • Вторник
    ВЫХОДНОЙ
  • Среда
    11:00 - 20:00
  • Четверг
    11:00 - 20:00
  • Пятница
    11:00 - 20:00
  • Суббота
    11:00 - 18:00
  • Воскресенье
    11:00 - 18:00

Цены билета на выставки

Большой зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Малый зал
  • Взрослые
    120 р.
  • Студенты
    90 р.
  • Пенсионеры
    80 р.
  • Школьники
    60 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно
Лекционный зал
  • Взрослые
    80 р.
  • Студенты
    70 р.
  • Пенсионеры
    60 р.
  • Школьники
    50 р.
  • Дети до 7 лет
    Бесплатно

Экскурсии


Группа до 30 человек

  • Взрослые
    700 р.
  • Студенты
    600 р.
  • Школьники
    500 р.
  • Дошкольники
    400 р.

Полезные ссылки

Партнеры