МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ
https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92

ТВЕРСКИЕ «КОРНИ» СЕЗАННА. ЧАСТЬ 1

«… ни один из европейских собирателей нового
искусства, ни один из западных музеев
не обогащали своих коллекций с такой
энергией и стремительностью», -
искусствовед Б.Н. Терновец.

Вот уже более 160 лет прошло со времени создания Саввой Васильевичем Морозовым, основателем знаменитой купеческой династии, текстильного предприятия «Товарищество Тверская мануфактура». Его правнук Иван Абрамович Морозов, известный предприниматель, меценат и коллекционер, на средства которого приобретены многие произведения искусства, ставшие экспонатами лучших художественных музеев страны, имеет непосредственное отношение к Твери. После окончания химического факультета Высшей Политехнической школы в Цюрихе в 1895 году Иван Морозов возвращается в Россию и, «получив распределение» от семьи на Тверскую мануфактуру, поселяется в нашем городе.

Вместе со своей матерью Варварой Алексеевной Морозовой (урожденной Хлудовой) он берёт на себя руководство Тверскими фабриками, так как братья Михаил и Арсений мало интересовались семейным делом. С 1904 по 1916 годы ему удалось умножить капитал предприятия втрое. К 1917 на мануфактуре перерабатывалось около 600 тыс. пудов хлопка, выпускалось 27 видов различных текстильных изделий 49 сортов. Продукция морозовской фабрики пользовалась большим спросом. Изделия продавались в Москве, на Нижегородской, Ирбитской и Урюпинской ярмарках, большое количество товаров шло на Украину, в Среднюю Азию, Сибирь, в Крым, на Кавказ.

При Варваре Алексеевне и ее сыне для рабочих строятся казармы улучшенной планировки и отдельные домики на 4 семьи.

При домиках имелись участки земли с садом и огородом. Были возведены также школа, рассчитанная на 1500 учащихся, больница на 80 кроватей, родильный приют, колыбельная (то есть ясли и детский сад), богадельня. Для рабочих, больных туберкулезом, в Гаграх был построен санаторий. По инициативе Ивана Морозова на территории фабричного городка было построено здание Народного театра. При фабриках находилось 11 благотворительных заведений, которые пользовались отчислениями Морозовых до 1918 г. При детском приюте с 1913 по 1920 организовывались продовольственные дни для детей прислуги, надзирателей и служащих. Морозовы оказывали помощь также учебным заведениям и учащимся Твери.

Действительно, значительная часть заработанных в Твери средств шла на благотворительность, но основная часть доходов тратилась на приобретение предметов искусства – главную страсть Ивана Абрамовича Морозова. На своё увлечение предприниматель не жалел никаких денег. Собранная им коллекция включала работы русских мастеров, но в основном это были полотна французских модернистов, в частности столь ценимых ныне импрессионистов. Сейчас купленные на тверские деньги произведения (за исключением тех, что были проданы за рубеж в советские годы) можно увидеть в ведущих художественных музеях нашей страны – Эрмитаже, Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Об этом очень подробно и, как всегда, с «погружением в среду» рассказывал Леонид Парфенов в фильме «Глас Божий» на фоне знаменитой казармы «Париж». (Телевизионная премьера этого фильма, снятого к столетию ГМИИ им. А.С.Пушкина, состоялась 1 июня 2012 года.)

Интерес к искусству в семье «тверских» Морозовых прививался с детства. С девяти лет Иван вместе со старшим братом Мишей посещал художественную студию Ивана Мартынова, брал уроки рисования и живописи у пейзажиста-передвижника Егора Хруслова и у первого русского импрессиониста Константина Коровина. Во время учёбы в Швейцарии он не прекращал писать маслом, факультативно занимался рисунком и живописью на архитектурном отделении. По возвращению в Россию, еще проживая в Твери и попадая в Москву наездами, он посещает старшего брата Михаила, в доме которого собирается многочисленный кружок художников. В 1900 г. Иван Абрамович переезжает в Москву и приобретает дом своего дяди Давида Абрамовича (улица Пречистенка, 21).

По примеру старшего брата он начинает собирать предметы искусства. Его первой покупкой стал «Осенний пейзаж» Мануила Аладжалова, а в 1903 г. приобретением полотна «Мороз в Лувесьене» французского художника Альфреда Сислея он положил начало самостоятельной коллекции современной французской живописи, ставшей одной из крупнейших в России. После неожиданной кончины брата Иван Морозов укрепляется в решении продолжать коллекционирование французской живописи. С этих пор Иван Абрамович постоянно ездит в Европу, не пропускает ни одной значительной выставки, ни «Салона Независимых», ни «Осеннего Салона», покупая картины во время вернисажей у парижских маршанов (торговцев произведениями искусства) или же прямо в мастерских художников. Он был желанным клиентом лучших парижских галерей, заслужившим славу «русского, который не торгуется» (Амбруаз Воллар).

Тем не менее, Морозов подходил к делу обстоятельно, пользуясь советами консультантов, среди которых были художники Валентин Серов, Сергей Виноградов, Игорь Грабарь, критики Сергей Маковский и Яков Тугендхольд. На Ивана Абрамовича Морозова большое влияние оказала дружба с Сергеем Ивановичем Щукиным. Благодаря Щукину Морозов знакомится с его кумирами Анри Матиссом и Пабло Пикассо и приобретает «Натюрморт с танцем» Матисса, а затем заказывает художнику пейзажи (триптих «Вид из окна. Танжер», «Вход в Казба» и «Зора на террасе»). Из работ Пикассо в морозовском собрании были полотна «Арлекин и его товарищ», «Акробат на шаре», «Странствующие гимнасты». Позднее он приобретает знаменитую «Девочку на шаре».

Разросшуюся коллекцию Иван Морозов размещает в своём особняке на Сретенке, перестроенном в 1905 году под руководством модного архитектора Льва Кекушева. Позже к отделке особняка привлекались художники Морис Дени, Аристид Майоль, Пьер Боннар. Однако попасть в дом собирателя было сложно, он не стремился привлечь внимание прессы и критики и не любил показывать свою коллекцию.

По материалам из открытых источников

Режим
работы
центра

  • Понедельник
    ВЫХОДНОЙ
  • Вторник
    ВЫХОДНОЙ
  • Среда
    11:00 - 20:00
  • Четверг
    11:00 - 20:00
  • Пятница
    11:00 - 20:00
  • Суббота
    11:00 - 18:00
  • Воскресенье
    11:00 - 18:00
Вход в залы прекращается за 15 минут до закрытия музейно-выставочного центра

Цены билета на выставки

  • Художественные выставки художников города Твери и других городов России
    с 1 человека за 1 посещение
    от 50 руб. до 200 руб.
  • Коммерческие выставки
    С 1 ЧЕЛОВЕКА ЗА 1 ПОСЕЩЕНИЕ
    от 100 руб. до 1000 руб.
*цены на мероприятие указаны на странице мероприятия

Экскурсии


  • Взрослые
    с группы до 30 человек за 45 минут
    700 р.
  • Студенты / Пенсионеры
    с группы до 30 человек за 45 минут
    600 р.
  • Школьники
    с группы до 30 человек за 45 минут
    600 р.
  • Дети, не достигшие 7 лет
    с группы до 30 человек за 45 минут
    600 р.
*льготная цена на экскурсии для студентов, пенсионеров, школьников и детей, не достигших 7 лет, действует, если в составе группы превалирует количество участников данных категорий.

Полезные ссылки

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Fuse
Яндекс.Метрика