МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР
УПРАВЛЕНИЕ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ТВЕРИ
https://ksm.tver.ru/ 8-4822-36-16-92

ТВЕРСКИЕ «КОРНИ» СЕЗАННА. ЧАСТЬ 2

«… ни один из европейских собирателей нового
искусства, ни один из западных музеев
не обогащали своих коллекций с такой
энергией и стремительностью»
, -
искусствовед Б.Н. Терновец.

27 июля 1907 года Иван Морозов венчается с Евдокией Кладовщиковой и уезжает в свадебное путешествие, но даже в свой медовый месяц он не забывает о пополнении своей коллекции. Во время поездки в Париж Морозов приобретает впоследствии знаменитые полотна Поля Гогена «Разговор», «Пейзаж со стогами сена» и «Священную весну», две картины Моне - «Бульвар Капуцинок» и «Стог сена возле Живерни». Помимо этих шедевров он являлся обладателем целой серии картин Винсента Ван Гога («Улица в Овере», «Красные виноградники в Арле», «Хижины», «Ночное кафе в Арле» и др.), ему принадлежали лучшие произведения Ренуара («Купание на Сене», «Портрет актрисы Жанны Самари» и др.).

Своим любимым художником Иван Абрамович называл Поля Сезанна. Количество полотен этого автора в морозовской коллекции значительно превышало число произведений остальных живописцев. Начав с покупки двух пейзажей Сезанна с горой Святой Виктории, «Дороги в Понтуазе» и «Натюрморта с драпировкой», Морозов собрал практически все периоды творчества мастера. В целом после Первой мировой войны его коллекция включала свыше 250 произведений новейшей французской живописи.

Русская художественная школа в собрании Морозова была представлена полотнами Михаила Врубеля, Александра Головина, Натальи Гончаровой, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Валентина Серова, Константина Сомова и других живописцев. Весной 1915 года в художественном салоне Клавдии Михайловой в Москве проходит выставка «1915 год», на которой Морозов покупает «Парикмахерскую» Марка Шагала и позднее приобретает ещё три работы этого мастера: «Домик в Витебске» («Дом в местечке Лиозно»), «Вид из моего окна в Витебске», «Давид с мандолиной».

Советский искусствовед Борис Николаевич Терновец писал, что после 1908 года: «… вкусы И.А. Морозова приобретают устойчивость и определенность, перед ним выясняются задачи его собирательской деятельности, и она получает ту свободу и тот размах, которые так поражали современников. Начиная с этой эпохи, И.А. Морозов расходовал систематически чрезвычайно крупные суммы на пополнение любимой коллекции. Поток картин, направляющихся из Парижа в Москву, в его коллекцию на Пречистенке, принимает фантастические размеры. Можно утверждать, что в эти годы, пересеченные войной 1914, ни один из европейских собирателей нового искусства, ни один из западных музеев не обогащали своих коллекций с такой энергией и стремительностью».

Есть версия, что Морозов, как и Щукин, намеревался подарить свое собрание Москве. В 1911 году, Александр Бенуа, зная о подобном решении, в статье «Московские впечатления» отмечал, что, когда собрания С.И. Щукина и И.А. Морозова перейдут в собственность города, общество «приобретет умение разбираться в современных исканиях» и «тогда оно только и окажется в состоянии сделать серьезную оценку и всему отечественному творчеству».

Но Октябрьская революция изменила планы Морозова. 25 июня 1918 года за 60 тысяч рублей он покупает последнюю картину — «Ночь с костром у реки» Константина Коровина, а 28 июня 1918 года выходит декрет о национализации крупной промышленности. «Товарищество Тверской мануфактуры» было экспроприировано. Декретом от 19 декабря 1918 года была национализирована Морозовская коллекция, получившая наименование «Второй музей новой западной живописи» (Щукинская коллекция составила «Первый музей»), а сам бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции. Семье Морозовых было отведено три комнаты на первом этаже, принадлежавшего им до революции особняка.

Такого бывший текстильный магнат стерпеть не мог. Он был раздавлен, разбит, оскорблен. Весной 1919 года Иван Морозов вместе с женой Евдокией и дочерью навсегда покинули Россию. Все эти трагические события не могли не сказаться на его здоровье. Иван Абрамович Морозов умирает от острой сердечной недостаточности 22 июля 1921 года в Карлсбаде на 50-м году жизни. Оставшуюся в Советской России коллекцию, собранную с таким трудом и любовью, ждала непростая судьба.

В марте 1923 года Щукинская и Морозовская коллекции были административно объединены в единый «Государственный музей новой западной живописи» (ГМНЗИ). В 1925 году русское собрание Морозовского отделения ГМНЗИ, насчитывающее 318 произведений русских художников (в том числе шесть скульптур), передаётся в Государственную Третьяковскую галерею. В 1933 году два холста из Морозовской коллекции «Портрет мадам Сезанн» Поля Сезанна (Метрополитен-музей) и «Ночное кафе» Винсента Ван Гога (Йельский университет) были проданы американскому коллекционеру Стивену Кларку за 260 тысяч долларов.

Во время Второй мировой войны собрание Морозова вместе со всеми музейными коллекциями было эвакуировано в Новосибирск. После возвращения в Москву предметы искусства долго оставались в ящиках не распакованными. В 1948 году началась борьба против всех форм «космополитизма», в том числе формализма и импрессионизма в живописи. Музейный отдел Комитета по делам искусств планировал разбросать картины по провинциальным музеям, а некоторые и вовсе уничтожить. К счастью, подобный подход не был одобрен, и коллекция была поделена (без какого-либо художественного принципа) между Музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Эрмитажем.

Долгое время произведения из морозовского собрания не были доступны публике, и лишь в середине 50-х годов часть картин оказалась в постоянной экспозиции. Практически полностью они стали доступны для обыкновенной публики, начиная с середины 1960-х годов. Сейчас уникальные произведения, приобретенные Морозовым на заработанные на Тверской мануфактуре деньги, составляют предмет гордости собраний Эрмитажа, Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

По материалам из открытых источников

Режим
работы
центра

  • Понедельник
    ВЫХОДНОЙ
  • Вторник
    ВЫХОДНОЙ
  • Среда
    11:00 - 20:00
  • Четверг
    11:00 - 20:00
  • Пятница
    11:00 - 20:00
  • Суббота
    11:00 - 18:00
  • Воскресенье
    11:00 - 18:00
Вход в залы прекращается за 15 минут до закрытия музейно-выставочного центра

Цены билета на выставки

  • Художественные выставки художников города Твери и других городов России
    с 1 человека за 1 посещение
    от 50 руб. до 200 руб.
  • Коммерческие выставки
    С 1 ЧЕЛОВЕКА ЗА 1 ПОСЕЩЕНИЕ
    от 100 руб. до 1000 руб.
*цены на мероприятие указаны на странице мероприятия

Экскурсии


  • Взрослые
    с группы до 30 человек за 45 минут
    700 р.
  • Студенты / Пенсионеры
    с группы до 30 человек за 45 минут
    600 р.
  • Школьники
    с группы до 30 человек за 45 минут
    600 р.
  • Дети, не достигшие 7 лет
    с группы до 30 человек за 45 минут
    600 р.
*льготная цена на экскурсии для студентов, пенсионеров, школьников и детей, не достигших 7 лет, действует, если в составе группы превалирует количество участников данных категорий.

Полезные ссылки

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Fuse
Яндекс.Метрика